#МИР
Самозанятые и ИП имеют право получать деньги от своих клиентов на любую дебетовую карту или банковский счет, оформленные на имя предпринимателя. Данный вопрос рассмотрен в официальных письмах Центробанка РФ и ФНС РФ.
Что касается оплаты наличными, то и в этом случае у вас есть свобода выбора — после того как вы получили деньги от клиента, никто не обязывает вас заносить их на расчетный счет. Главное — отдать покупателю чек и подтвердить таким образом факт оказания услуги.
Для начала уточним, что сравнивать ИП и самозанятость некорректно. Первое понятие определяет статус человека, а второе является термином, означающим специальный налоговый режим с пониженной ставкой. То есть, самозанятость — это налог на профессиональный доход (НПД).
Самозанятые должны выплачивать налог лишь по факту получения дохода. Если прибыль получена от ИП, самозанятый выплачивает 6% от нее государству, а с доходов от физлиц — 4%.
Самозанятые не используют контрольно-кассовую технику. Поэтому на их деятельность не распространяется федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».Это значит, что самозанятые могут принимать платежи по упрощенной системе с помощью приложения «Мой налог». При этом неважно, расплатился ваш клиент с помощью карты или наличными. Однако отчитываться о каждом полученном вами платеже нужно обязательно.
Для того, чтобы зафиксировать факт оказания услуги и подготовить чек, необходимо:
- открыть мобильное приложением «Мой налог» или зайдите в личный кабинет самозанятого на сайте ФНС;
- необходимо указать от кого вы получили деньги — физлица, юрлица или ИП.
С помощью приложения или сайта сформируйте чек и отправьте его клиенту. Достаточно электронной формы отчета, дополнительно распечатывать чек не нужно. Вы можете сделать это по смс или с помощью мессенджеров, либо отправьте чек по электронной почте.
Помните, что при оплате наличными вы обязаны передать клиенту чек в момент совершения операции. Если же с вами рассчитались с помощью электронного перевода, не забудьте предоставить клиенту чек до 9-го числа следующего месяца.
В том случае, если вы захотите аннулировать платеж, зайдите в приложение «Мой налог» или на сайт ФНС и выберите причину, по которой вы хотите отменить платеж:
Если допустили ошибку в расчетах, выберите вариант «Чек сформирован ошибочно»;
Если нужно вернуть клиенту деньги на карту, выберите вариант «Возврат средств».
После этого ваш запрос попадет в налоговую и операция будет аннулирована. Чтобы удостовериться в том, что отмена платежа прошла успешно, проверьте личный кабинет. В нем должны сразу же отражаться любые изменения с чеком.
Сложнее дела обстоят с ИП. Закон никак не ограничивает возможность ИП принимать деньги от клиентов на любую дебетовую карту или банковский счет. Но у банка могут возникнуть вопросы к поступлениям от ваших клиентов, так как обычная дебетовая карта выдается для личных нужд пользователя. Для доходов от малого бизнеса банки предлагают специальные карты с подходящими условиями обслуживания или оформляют расчетный счет. Поэтому банкам невыгодно, чтобы ИП принимал деньги от клиентов на свою личную карту. Так как за ее обслуживание пользователь платит меньше, чем за расчетный счет.
Несмотря на конфликт интересов, в 2019 году Центральный банк рекомендовал банкам не блокировать личные счета, которые ИП используют для получения доходов. Однако должно быть соблюдено одно важное условие — регистрация ИП в качестве самозанятого.
При этом за ИП всегда остается право выбрать для своего бизнеса любой другой налоговый режим:
- общая система налогообложения (ОСНО);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Если в своем бизнесе вы используете другую систему налогообложения и зарегистрированы как юрлицо, приготовьтесь открывать специальный расчетный счет. И когда это необходимо, уже с него перечисляйте деньги на личную карту.
В отличие от самозанятых, ИП обязаны платить налог регулярно, а не только по факту получения дохода. А также отчислять государству страховые и пенсионные взносы.
Для того, чтобы принять оплату по заказу от физлиц, ИП необходимо определиться, какой из способов удобнее для бизнеса:
- наличными, но для этого нужна онлайн-касса. Но если вы ИП, который платит НПД, вы полностью освобождаетесь от использования ККТ;
- банковской картой;
- электронными деньгами.
Получать оплату таким способом можно, если напрямую подключить сайт бизнеса к платежным системам или довериться платежному агрегатору. Второй способ работает намного быстрее, так как позволяет с помощью одного агрегатора подключить сразу несколько платежных систем.
Материалы по теме: