#МИР

Россияне и праздники: где и как проведут соотечественники май

 
 
Россияне и праздники: где и как проведут соотечественники май
 
Большинство россиян проведет майские праздники проведут дома. Об этом сообщает ВЦИОМ со ссылкой на результаты, проведенного исследования.
 
Так, более половины опрошенных сообщили, что собираются на майских праздниках остаться дома, — 56%.
 
Дача и приусадебный участок — второе по популярности место проведения майских каникул, туда планирует поехать каждый третий россиянин (35%). В этом году процент «дачников» ниже, чем в предшествующий период, на 7%, хотя с 2019 г. этот значение находилось в диапазоне 34-35%, то есть скорее 2022 год несколько выбивался из общей тенденции.
 
Планируют отправиться в другой регион, 9% россиян. Наиболее популярными направлениями отдыха в России в этом году стали Москва, Республика Татарстан (по 8% от числа планирующих поездки по стране), Ставропольский край (6%) и Санкт-Петербург (5%).
 
В Крым и на Черноморское побережье Кавказа собираются на майские по 2%, в другие страны и бывшие республики СССР еще меньше — по 1% (Казахстан, Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия и Абхазия). Для сравнения, на новогодние праздники планировали поездки по стране и за рубеж 27% россиян.
 
Наибольшую активность в поездках по стране и за рубеж в майские праздники россияне проявляли в 2020 г., еще до начала массовых ограничений, тогда в общей сложности 27% выбирали варианты, связанные с выездом, в 2021 г. показатель упал почти в два раза до 15% и остается таким в текущем году.
 
При этом, чем старше россияне, тем чаще они выбирают дачу и огород: если среди молодежи 18-24 лет показатель составляет 30%, то в группе старше 60 лет таковых уже 42%. Самых молодых и самых возрастных россиян объединяет то, что они чаще других остаются на праздники дома (62% и 60%), тогда как граждане активного трудоспособного возраста чаще отмечают варианты выезда в другой регион или страну (в общей сложности 19% в группе 25-44 лет vs. 13% среди 18-24-летних и 7% в группе 60+).
 
Россияне с хорошим материальным положением в 1,4 раза чаще говорят о намерении провести майские праздники на даче, чем те, кто характеризует материальное положение как плохое (35% vs. 26%). Последние в свою очередь преимущественно остаются дома — 63%. Финансовая уверенность позволяет и чаще выезжать за пределы своего региона — 12% (vs. 6% среди аудитории с плохим материальным положением).
 
Еще один фактор — урбанизированность: чем меньше населенный пункт, тем чаще люди проводят майские дома (72% на селе vs. 35% среди жителей обеих столиц). Соответственно, жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников чаще выезжают на дачу (43-46% vs. 21% среди сельчан) или отправляются в другие регионы (16% vs. 7%). Видимо, для жителей села дача и дом — это практически одно и то же, так как большинство проживают в частных домах.
 
Типичный майский домосед — женщина (59% vs. 53% мужчин), 18-24 лет или старше 60 лет (62% и 60%), с неполным средним или средним образованием (61% и 67%), житель села (74%), характеризующий материальное положение семьи как плохое (63%), предпочитает телевидение в качестве источника информации (62%).
 
Домоседов больше среди неработающих пенсионеров (64%), неработающих учащихся (71%) и безработных (75%).
Типичный майский дачник — мужчина и женщина в равной степени (по 35%), старше 60 лет (42%), с высшим образованием (40%), неработающие и работающие пенсионеры (39% и 45%), житель одной из столиц или города-миллионника (43% и 46% соответственно).
 
Типичные майские путешественники по России — мужчины и женщины (8% и 10%), чаще активного трудоспособного возраста 25-59 лет (10-13% vs. 8% среди 18-24-летних и 5% в группе 60+), максимум в возрасте 35-44 лет (13%), с высшим образованием (11%) и хорошим материальным положением (12% vs. 6% в группе с плохим материальным положением), жители Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников (12%) и городов с численностью населения 100-500 тыс. человек (13%), предпочитающие интернет (11% vs. 5% среди телезрителей).
 
Россияне, кроме работы, планируют посвятить прежде всего приусадебному участку. На вопрос, чем именно будут заниматься в предстоящие праздники, 26% россиян сообщили, что хотят посвятить время огороду, саду. С заметным отрывом огород лидирует в группе старше 60 лет — 40%, среди молодежи 18-24 лет этот вариант звучит в 5 раз реже — 8%. Еще 10% также поедут на дачу, но будут там не заниматься приусадебным участком, а просто отдыхать.
 
Каждый пятый намерен в эти дни работать (21%), труд опережает даже семью, уделить внимание которой планируют 12%. Работать собираются в основном россияне 18--44 лет (30%-29% соответственно vs. 6% в группе старше 60 лет), а семью чаще других называют 25-34-летние — 17%. Пассивный отдых и сон предпочитают 11%, еще 9% будут заниматься домашними делами. Запланировали посетить праздничные мероприятия к 9 Мая 4% наших сограждан.
 
Типичный майский трудящийся — это мужчина (24% vs. 18% женщин), 18-34 или 35-44 лет (30% и 29% соответственно), с неполным средним образованием (33% vs. 19% среди аудитории с высшим образованием), предпочитающий интернет в качестве источника информации (31%).
 
Средняя сумма, которую россияне планируют потратить в майские праздники на одного отдыхающего члена семьи, составила 18 356 руб., в этом году наши сограждане решили быть экономнее: в сравнении с 2021 г. сумма ниже на 1 256 руб., или 6 п.п (2021 г. — 19 612 руб.).
 
Мужчины закладывают больший бюджет, чем женщины — 20 401 руб. vs. 16 104 руб., по возрастным группам показатель выше среди молодежи и старшей возрастной группы: 20 972 руб. и 23 310 руб. соответственно. Наибольший разрыв в планируемых тратах отмечен между гражданами с хорошим и плохим материальным положением — 28 309 руб. vs. 12 724 руб., то есть более чем в 2 раза.
 
 
 
 
 
Материалы по теме: