#МИР17

Россияне адаптировались к новой реальности

 
Россияне адаптировались к новой реальности
 
Россияне адаптировались к новой реальности, которая наступила 24 февраля 2022 года. Первоначальный шок и недоумение сменились уверенностью россиян в правильности действий президента Владимира Путина. Как результат этого, резко выросла поддержка президента и основных институтов власти страны.
 
Уровень доверия к российскому лидеру колеблется в зоне 89%-91%, это наивысший рейтинг доверия к главе государства с 2000 года. Но гораздо важнее то, что россияне воспринимают окружающую жизнь, как спокойную. Отметим, что все опросы общественного мнения, которые проводились с конца февраля, показывают то, что россияне воспринимают существующее положение дел, как стабильное и двигающееся в правильном направлении.
 
Согласно данным опроса ФОМ, уровень спокойствия россиян оценивается в 53% — и это самый высокий показатель за последние два года.
 
Еще один важный показатель адаптации общества — это возвращение потребительского кредитования. Если в марте россияне начали массово отказываться от кредитов, то уже с мая начался обратный процесс, который лишь усилился с приходом лета.
 
20 июля НБКИ сообщило, что в июне было выдано 0,89 млн. потребкредитов, что на 20,8% больше, чем в мае. Хотя, уровень выдачи потребительских кредитов еще не достиг февральского. Но, по словам экспертов, это лишь вопрос времени, который ускорит и решение Центробанка РФ о снижении ключевой ставки.
 
Кстати говоря, само решение Центробанка — это тоже показатель того, что негативные процессы в российской экономики полностью преодолены. Да, это решение может негативно сказаться на курсе рубля, но даже ярые пессимисты предрекают рублю падение до отметки в 60-65.
 
Сравните это с тем, что прогнозировали оптимисты в феврале — 200 рублей за доллар! 
 
Отмечается и стабилизация на рынке труда. По данным HeadHunter, hh.индекс (отношение активных резюме к вакансиям), в июне составил 5.3, что ниже пиковых значений мая (5.9) и апреля (5.8), опять же, это некоторое снижение по сравнению с февральскими показателями. Но, как отмечают эксперты, важна тенденция, а она сугубо положительная. 
 
Уход западных брендов до сих пор вызывает истерику у некоторых либеральных журналистов и блогеров, но само общество этого практически не заметило.  Да это и понятно, ведь для рынка подходит пословица «свято место — пусто не бывает». Пресловутый Макдональдс исчез так быстро, что этого никто и не заметил.
 
Пожалуй, от всего произошедшего пострадали, да и то не все, только москвичи. И это неудивительно, ведь сам город был очень сильно втянут в систему кооперации с западными странами, зависел от товаров, которые поставляют западные компании. Но и в Москве происходят процесс адаптации к новой реальности.
 
Процесс адаптации (и это также касается больше всего Москвы) происходит на уровнях комфорта ниже, чем это было «до февраля» — потребительские расходы россиян хоть и восстанавливаются после провального мая, но основой роста всех категорий расходов (17 июля — 10.7% г/г) являются услуги (15.7%) и продовольствие (14.8%).
 
Впрочем, судя по динамике настроений россиян, снижения уровня жизни они не замечают. Да и это неудивительно, ведь возврата в 90-ые годы просто не произошло. Рубль остается стабильным, зарплаты и пенсии выплачивают вовремя, да и предприятия работают, исключая разве, что злосчастный автопром. Однако и здесь есть хороший задел на будущее. 
 
Несмотря на прогнозы о грядущей политизации российского общества, звучавшие в феврале, ничего подобного не произошло. 
 
Обыденная повседневная жизнь интересует россиян гораздо больше, чем какие-либо события, это вполне естественно, учитывая то, что никаких предвестников катастрофы не наблюдается.
 
Данный факт вынуждены были признать и на Западе, отметив, что Россия, вопреки прогнозам и пророчествам, не только не ослабла после 24 февраля, а еще больше укрепилась.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: