#МИР

Бесплатное горячее питание в школах Севастополя: больше плюсов, чем минусов?

 
 
Бесплатное горячее питание в школах Севастополя: больше плюсов, чем минусов?
Питанию детей в севастопольских школах уделяется большое внимание. Начиная с 2015 года, «ИНФОРМЕР» следит за этим вопросом, и есть с чем сравнить, и что сказать севастопольцам.

Согласно федеральному и региональному законодательствам, все обучающиеся начальных классов обеспечены бесплатным горячим питанием. Помимо этого, в Государственной Думе обсуждается перспектива охвата бесплатным питанием всех школьников с 1 по 11 класс.

Согласно Закону города Севастополя от 23.12.2021 №681-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», на организацию бесплатного горячего питания обучающихся в образовательных организациях города Севастополя предусмотрено на 2023 год - 384 591,7 тыс. рублей, на 2024 - 396 874 тыс. рублей.

Контрольно-счётная палата Севастополя (КСП) тщательно следит за тем, как расходуются бюджетные средства, чем и как кормят детей, но делает это выборочно, на примере нескольких заведений.

Так, согласно отчёту КСП, была сделана проверка в ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» и ГБОУ «СОШ № 22 им. Н.А. Острякова».

В ходе проверки были выявлены нарушения, которые КСП обосновала недостаточным контролем со стороны администрации образовательных учреждений за организацией питания обучающихся в начальных классах и детей льготной категории.

«Положениями пункта 3.2 Порядка № 245-ПП предусмотрена обязанность вести ежедневный учет количества, фактически полученного обучающимися бесплатного питания по классам (группам) (далее - учет бесплатного питания). При этом форма учета бесплатного питания, порядок ее ведения, а также требования к ее содержанию не разрабатывалась и не утверждалась департаментом, в связи с чем государственные образовательные организации вели учет бесплатного питания в самостоятельно разработанных (произвольных), различных у каждой образовательной организации формах учёта, по причине чего в отдельных образовательных организациях указанные формы учёта бесплатного питания не позволяют однозначно установить факт обеспечения двухразовым питанием раздельно по двум приемам пищи, а также позволяет свободно корректировать данные формы учёта», - написано в отчёте.

Контролирующие органы всегда что-нибудь найдут – таковы их функции. Однако, проверки должны быть направлены, прежде всего, на улучшение качества услуги, а также выработку более совершенных форм учёта расходования средств на бесплатное горячее питание – речь идёт о здоровье детей.

Исходя из выводов КСП Севастополя, в этой области на момент проверки творился полный бардак.

Нет никаких официальных документов учёта горячего питания, которые должны быть строгой формы отчётности, как это любят налоговики.

Эти выводы наводят на грустные размышления, и невольно вспоминается старая добрая форма бухгалтерского учёта в советское время, когда всеми этими вопросами занимались в городских отделах народного образования, а сотрудники образовательных учреждений только следили за тем, чтобы дети посещали столовую.

В качестве примера: «Проверкой ГБОУ «СОШ№ 22 им. Н.А. Острякова» установлено, что инспектором по питанию учреждения самостоятельно разработана и ведется указанная (произвольная) форма учёта, а именно: «Журнал учета количества детей, питающихся за бюджетные средства» и «Журнал учета количества детей, питающихся бесплатно». В форме учета поля для заполнения позволяют поставить одну отметку, отражающую как один, так и два приема пищи без разделения, что создает риски необоснованного расходования бюджетных денежных средств» -, установлено проверкой.

Кто же это такой – инспектор по питанию детей в школах?

Это либо учитель, либо завуч - во всяком случае никакого документа, который бы подтверждал статус инспектора по питанию в школах не обнародовано.

Организация питания на контроле депутатовОрганизация питания на контроле депутатов

Об этом также говорили депутаты севастопольского парламента ещё в 2022 году, когда обсуждали вопросы школьного питания на заседании комитета по образованию, науке, культуре и спорту.

Елена Глотова – глава комитета по образованию, науке, культуре и спортуЕлена Глотова – глава комитета по образованию, науке, культуре и спорту

Елена Глотова обозначила проблему:

«В марте 2020 года были приняты изменения в Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которыми закреплено положение об обязательном обеспечении обучающихся 1-4 классов горячим питанием. Введены следующие понятия: пищевые продукты, здоровое питание, горячее питание, обозначены принципы здорового питания, требования к пищевым продуктам. Всё это должно учитываться при составлении школьного меню. Основная цель сегодняшнего диалога - определить, подходит ли единое меню для учащихся младших классов, кто составляет и утверждает это меню.

На сегодняшний день ответственность возложена на руководителя образовательной организации, не имеющего соответствующей квалификации, и в некоторой степени на подрядчика, организующего питание детей», - считает Елена Глотова.

Председатель комитета также отметила, что во время мониторинга питания в школах города, организованном профильным департаментом, выявляются ряд других нерешённых вопросов. Среди таких: отсутствие чётких разграничений в горячих первых и вторых блюдах, и отсутствие должных знаний и квалификации у специалистов, уполномоченных контролировать этот процесс.

Как говорится, не надо ничего придумывать – сами всё рассказали и показали в документальном виде, а что изменилось и какие выводы лягут в основу создания правового акта, который бы раз и навсегда закрепил ответственность в части ответственных за горячее питания лиц в школах - пока неизвестно?

Если ребёнок не ест – значит не вкусно?

Все родители знают, что заставить ребёнка есть пищу, которая ему не нравится, нельзя. Если дома можно учитывать это обстоятельство, то как сделать так, чтобы первоклашки сразу полюбили школьную еду?

Начать необходимо с того, что школьная еда априори должна быть вкусной и полезной, а также эстетически приятной при визуальном восприятии.

И тут огромную роль играет работа школьного психолога и учителей, которые должны рассказать детям о том, как важно быть здоровыми, чтобы хорошо учиться. Стресс первых дней нахождения в стенах учебного заведения пройдёт, и тогда аппетит вернётся, ребёнок адаптируется и будет с удовольствием есть вне дома.

А пока наблюдается отказ от приёма пищи в севастопольских школах, который зафиксировала проверка Контрольно-счётной палаты.

Сравнение веса выданных блюд и отходовСравнение веса выданных блюд и отходов

Так, например, «контрольное взвешивание показало, что в ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ +» за один день (25.10.2022) из 334,08 кг готовой продукции, выданной в виде завтрака для обучающихся 1-4 классов, возвращено в отходы 106,31 кг готовой продукции, что составляет 31,8% от общего веса выданных порций завтрака. Контрольное взвешивание пищевых отходов, полученных пищеблоком школы ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ +» после обеда «1,5 смены» показало, что из 19,25 кг борща с капустой и картофелем (далее - «первое блюдо»), выданного обучающимся 1 классов52, в отходы попало 5,9 кг (30,6% от общего веса выданных порций «первого блюда»), из 18,48 кг пюре картофельное с биточками из рыбы (далее - «второе блюдо») возвращено в отходы 9,7 кг (52,5% от общего веса выданных «вторых блюд»). Контрольное взвешивание отходов, полученных пищеблоком школы ГБОУ «СОШ№ 22 им. Н.А. Острякова» за один день (27.10.2022) после приема пищи учениками начальных классов, показало, что из 177,6 кг готовой продукции, выданной в виде завтрака, возвращено в отходы 65,18 кг готовой продукции, что составляет 36,7 %>от общего веса выданных порций завтрака. Контрольное взвешивание пищевых отходов, полученных пищеблоком школы ГБОУ «СОШ№ 22 им. Н.А. Острякова» после обеда «2 смены» показало, что из 264,65 кг горячего питания в отходы возвращено 147,14 кг готовой продукции (55,6% от общего веса выданных порций обеда)», - следует из отчёта КСП.

Таким образом, ежегодно порядка 30% (минимально) общего объема средств субсидии на организацию горячего питания обучающихся в начальных классах, или 70 млн рублей (из которых средства федерального бюджета - 56,8 млн рублей, бюджета города Севастополя - 13,2 млн рублей) в 2021 году, 106,1 млн рублей (средства федерального бюджета - 74,8 млн рублей, бюджета города Севастополя - 31, 3 млн рублей) в 2022 году, расходуются на изготовление готовой продукции, не съедаемой учащимися и возвращаемой в виде отходов, а, следовательно, используются неэффективно.

Контрольно-счётная палата Севастополя называет и подробно обосновывает несколько причин недостатков в обеспечении горячим питанием: перегруженность школ; отсутствие учёта суточного режима питания учащихся по отдельным приёмам пищи и в зависимости от сменности занятий; короткие перемены, когда дети просто не успевают нормально поесть и т.д.

Контрольно-счётная палата Севастополя представила глубокий аналитический доклад, где максимально изучены все обстоятельства организации горячего питания в школах, дело за малым – устранить недостатки.

Мониторинг как необходимое условие обеспечения здорового питания наших детей в севастопольских школах не ведётся.

Пока доклад Контрольно-счётной палаты пылится на полке, в севастопольских школах снова всё свалилось на плечи учителей.

Об этом рассказала депутат севастопольского парламента Елена Глотова, которая в прошлом году сокрушалась недостатками в организации горячим питанием школьников.

21 апреля текущего года она снова подняла этот вопрос на заседании комитета, куда были приглашены и чиновники.

«Вопрос питания учащихся очень актуальный и находится на контроле государства. Питание детей при этом должно быть рациональным, витаминизированным, сбалансированным с соблюдением соответствующего температурного режима, должно сохранять здоровье наших детей и способствовать их развитию. Вопросы контроля и эффективной организации здорового питания детей, качества поставляемых продуктов, обеспечение мер родительского контроля являются приоритетными в деятельности высших органов государственной власти. Депутатский корпус Законодательного Собрания Севастополя, следуя рекомендациям Госдумы РФ, участвовал в постоянном мониторинге качества бесплатного питания школьников в государственных учреждениях среднего образования. На сегодняшний день в соответствии с решением Прокуратуры города мониторинг качества питания школьников не осуществляется, что вызывает обеспокоенность депутатского корпуса и родительской общественности», - отметила Елена Глотова.

Максим КривоносМаксим Кривонос

Однако, и.о. директора департамента образования Максим Кривонос, отмечая значимость проводимых мероприятий, сообщил, что за сентябрь-декабрь 2022 года мониторингом были охвачены 17 школ, с января по март 2023 года – 6 школ. Проводимые мероприятия позволяли своевременно выявлять недочёты и нарушения, которые могли бы привести к угрозе жизни и здоровью детей, подростков, и вовремя устранять их.

По его словам, проводимый мониторинг не являлся плановым контрольно-надзорным мероприятием, а основанием для его проведения являлись запрос Аппарата Полномочного представителя Президента в ЮФО, протоколы заседаний оперативного штаба Минпросвещения РФ, письма Комитетов Госдумы РФ, письмо Контрольно-счетной палаты Севастополя.

В какой-то мере мероприятия, проводимые севастопольскими властями, имеют благие цели, но создаётся впечатление, что, там, где можно обойтись простыми управленческими решениями, зачем-то включается высокое напряжение.

Естественно, что родителям не всё равно – как организовано горячее питание в школах, но за процессом они уследить не могут, поэтому и требуют вести мониторинг.

Тем не менее, мы также опросили детей и родителей, которые в свою очередь отметили, что плюсов больше чем минусов, так как дома они не могут организовать разнообразное и качественное питание по разным причинам.

Если парламентарий Елена Глотова считает, что необходима должность инспектора по питанию в школах, то необходимо добиваться такой штатной единицы, а депутатам и чиновникам необходимо ей в этом помочь.

Пусть это станет законодательной новеллой, основу которой заложат севастопольские парламентарии.

В конце концов, мы учим детей всему, кроме того, как уметь заботиться о своём собственном здоровье, а это наука посложнее будет некоторых самых сложных школьных дисциплин.

 

Источник Информер 

 
 
 
Материалы по теме: