#МИР

Есть — дорого, не есть — невозможно!

 
Есть — дорого, не есть — невозможно!
 
По итогам прошлого года рост цен на продукты питания заметно опережал средний показатель инфляции. Так траты россиян на еду составили 31% от их среднемесячных расходов.
 
Согласно данным Росстата, куриные яйца выросли в цене на 61,35%, курятина – на 27,77%, плодоовощная продукция – на 24,19%.
 
В странах Запада на продукты питания тратится 8%-12%, а в бедных странах остального мира от 50% доходов.
 
В 2022 году «РИА Новости» составило рейтинг из 39 стран по доле расходов на еду. Россия в нем заняла 31-е место – расходы на продукты питания составили 32,2% всех трат граждан. На первом месте был Люксембург (8,4%), далее Нидерланды (8,7%) и Великобритания (10,5%).
 
Немцы тратят на продовольствие 12,2%, французы – 14%. А ближайшими соседями РФ оказались Литва и Румыния с показателями 30% и 33,4% соответственно. На нижней строчке Казахстан – 53%.
 
Если брать исследования сервиса Picodi.com на основе данных британской исследовательской компании Euromonitor International, то ситуация еще хуже. Так, в США на покупку продуктов приходится лишь 6,7% ежемесячных трат. В Великобритании эта цифра составляет 8,7%, в Швейцарии – 9,9%, в Германии – 12%. Россия находится на 69 месте с показателем 29%, уступает даже таким отсталым странам как Сальвадор, Уругвай, Перу и Тунис.
 
Но реальная ситуация в России может быть еще хуже. Все дело в том, что Росстат и Центробанк РФ рассчитывают показатель инфляции на основании стоимости 500 различных товаров и услуг, входящих в обычную потребительскую корзину. Они берут цены на определенные позиции за этот и предыдущий годы и сравнивают их между собой. К сожалению, результаты этих расчетов не соотносятся с действительностью.

Во-первых, виртуальная корзина Росстата не отражает реальные запросы россиян. Кроме гречки и макарон, в ней есть и более дорогие товары, например, золотые изделия и шубы, цены на которые выросли не так сильно. В расчетах участвуют товары от разных производителей и из разных регионов. В итоге получается «средняя температура по больнице».

Во-вторых, потребители, идя в магазин, выбирают не тех производителей, на которых ориентируется Росстат. Потому личная инфляция покупателей всегда отличается от официальной.
 
Реальную (насколько это возможно) инфляцию в стране подсчитывает аналитическая компания «Ромир». В отличие от Росстата, они собирают данные о миллионах реально совершенных покупок россиян и анализируют рост цен по неделям, месяцам и годам.

По данным Ромира, цены в октябре 2023 года выросли на 20,4% по сравнению с октябрем 2022 года. В ноябре этот показатель был уже на уровне 24,2%.
 
Ромир также сравнивает данные «личной» инфляции в допандемийный 2019, 2022 и 2023 годы. Точкой отсчета роста инфляции принят 2008 год.
 
Таким образом, с 2008 по ноябрь 2023 года цены в России выросли на 200,4%. С 2008 по 2019 годы рост шел постепенно и был не так заметен — общая личная инфляция составила 95,5%. Однако с 2020 по конец 2023 года цены выросли сразу почти на 105%.
 
По данным отчета по инфляционным ожиданиям Центробанка от октября 2023 года, 81% участников опроса считают, что в 2024 году ситуация не изменится: инфляция продолжит разгон. Чтобы выжить, россиянам придется перейти на более дешевые продукты. Они отказываются от лишних трат, например, на развлечения.
 
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»
 
 
 
 
 
Материалы по теме: