#МИР

Дела квартирные: многие россияне не понимают информацию в квитанциях за квартплату

 
Дела квартирные: многие россияне не понимают информацию в квитанциях за квартплату
 
Только половина россиян (48,6%) знает, как формируется квартплата, и понимает значение всех указанных в квитанциях показателей.. Подобные сведения содержатся в предоставленном редакции совместном исследовании аналитического агентства OMI и онлайн-сервиса по управлению многоквартирными домами Butler. В опросе приняли участие 1 тыс. собственников квартир в возрасте от 18 до 55 лет.

44,7% опрошенных разбираются лишь в отдельных строках, а 6,7% совсем не вникают в то, что значат приведенные в платежках цифры и аббревиатуры. В исследовании отмечается, что эта категория россиян обращает внимание лишь на итоговую стоимость услуг.

Большинство (79%) собственников жилья оплачивают счета за жилищно-коммунальные услуги сами. Еще 17% опрошенных отметили, что разделяют оплату по счетам с домочадцами, 4% — предпочитают не вникать в вопросы жилищных платежей. 

Самый популярный способ оплаты коммуналки среди участников исследования — сайты или мобильные приложения банков (60% респондентов). Еще 11% анкетируемых чаще всего используют аналогичные ресурсы ресурсоснабжающих компаний, а 9% — управляющих компаний. Портал «Госуслуги» используют 6% опрошенных, отделения банка — 5%, банкоматы или терминалы — 4%, кассы поставщика услуг — 3%, а почтовые отделения — 2%.
 
Ранее говорилось о том, что Минэкономразвития РФ и Минстрой РФ совместно работают над созданием реестров цифрового контроля жилищного надзора. 
«Продолжим цифровизацию контроля - реестр инцидентов, типовые решения для федеральных и региональных контролеров. Например, вместе с Минстроем делаем отдельный модуль для жилищного надзора. Отдельно вместе с Минцифры внедряем модуль для дистанционных проверок», — отметили в Минэкономразвития РФ.
 
Напомним, что закон о контроле был принят в 2020 году. С 1 июля 2021 года вступил в силу для большинства федеральных видов контроля, а с 1 января 2022 для регионов и муниципалитетов.
 
Как отмечается, в частности, планируется внедрение обязательного аккумулирования платежей потребителей на специальных банковских счетах, которые будут использоваться для расчетов за коммунальные ресурсы. На данный момент деньги, перечисляемые жильцами, попадают на счета управляющих компаний и становятся собственностью этих организаций.
 
Это усложняет контроль со стороны жильцов, их возможность проверить, как точно используются эти средства, ограничивается ежегодным утверждением отчета о расходах и плана будущих трат.
 
Переход на прямую оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям уже предусмотрен законодательством, однако большая часть денег все равно проходит через управляющие компании. Инновационная система специальных счетов позволит усилить контроль за средствами, а также дать уверенность жителям в том, что их деньги используются по назначению.
 
Ожидается, что информация о состоянии специальных счетов будет отображаться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), что позволит жильцам следить за использованием своих средств и обеспечит более прозрачное взаимодействие с управляющими организациями.
 
По информации от представителей Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, для ресурсоснабжающих организаций не имеет большого значения, как именно будут собираться и аккумулироваться платежи за коммунальные услуги, главное, чтобы они вовремя поступали к получателям.
 
Ситуация сложнее для некоторых жителей, которые получают платежки через многофункциональные центры и не всегда понимают, как идет распределение средств между управляющими компаниями или ресурсоснабжающими организациями.
 
По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрея Широкова, если будет введено обязательное использование специальных счетов для расчетов с ресурсоснабжающими организациями без участия жильцов в голосовании, необходимо будет тщательно обдумать механизм доступа к средствам граждан и контроля над работой счетов.
 
Эксперты также считают, что следует исключить управляющие компании из схемы работы с деньгами поставщиков ресурсов. Ведь управляющие компании не получают вознаграждения за свою работу в этом аспекте, хотя вкладывают свои ресурсы и усилия. Предложение заключается в том, чтобы ресурсоснабжающие организации сами собирали средства, а управляющим компаниям дать возможность заниматься своей основной деятельностью.
 
 
 
 
Материалы по теме: