#МИР43

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?

 

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?

Тема, о которой будем сегодня говорить, касается всех жителей нашего города. Это - социально важный вопрос. Экология, бюджет, теплоснабжение, грамотное и экономное расходование средств. Однако в чиновничьем мирке не совсем понимают важность этих слов. Или не хотят понимать.

Может быть, поэтому, по-быстрому провели публичные слушания по обсуждению доработанного проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Севастополя на период до 2036 года. Объявление об их проведении появилось на сайте Правительства Севастополя 2 февраля.

В электронном виде можно было всем желающим подать свои предложения и замечания по таким актуальным вопросам, как строительство и реконструкция источников тепловой энергии, перевод действующих угольных и мазутных котельных на газообразное топливо, строительство новых газовых котельных, реконструкция и техническое перевооружение сетей ГУП «Севтеплоэнерго».

Напомним, что ученые Института природно-технических систем уже предлагали проект, который существенно уменьшил бы убытки коммунальных предприятий. Однако доводы ученых приняты не были. И не услышаны самые важные аргументы – повышение уровня жизни Севастопольцев, а также полное импортозамещение, использование отечественного оборудования.

3 марта 2022 года слушания были завершены, а 4 марта уже готово было заключение по их результатам. Когда было принято решение? Ночью? Или заранее был известен результат? Остается только догадываться.

Ученые Института природно-технических систем пытаются «достучаться» до Департамента городского хозяйства и убедить руководство в том, что комбинированная выработка тепловой и электрической энергии (когенерация или мультигенерация) повысит эффективность использования топлива и снизит себестоимость энергии, а также снизит риски в части вредных выбросов.

Уместно будет напомнить об опыте Дании, где достигнуты значительные успехи в снижении парникового эффекта. Еще в 1990 году в этой стране вышел закон о теплоснабжении, в котором указывалось, что «каждый окружной совет должен гарантировать, что любое предприятие свыше 1 МВт будет преобразовано для комбинированного производства тепловой и электрической энергии». Жаль только, что в Дании Законодательство выполняется, а у нас может быть и проигнорировано. А вот пример отказа от теплофикации (комбинированной выработки электроэнергии и тепла) – сверхсовременная котельная, построенная в 2019 году в московском микрорайоне Саларьево (тепловая мощность 420 МВт). Там отказались от производства комбинированной энергии на ТЭЦ ПГУ мощностью 315 МВт. В результате получен перерасход топлива и, соответственно, рост выбросов углекислого газа не менее, чем на 41,7 %.

Вспомним историю вопроса

Еще в 2015 году при проведении слушаний по Схеме теплоснабжения Севастополя на период до 2030 года было предложено привести документ в соответствие с постановлением правительства РФ от 31.12.2009, в котором предусматривается комбинированная выработка электроэнергии и тепла на объектах мощностью более 5 Гкал в час (для справки - мощность только 1 парового котла ТЭЦ – 51,3 Гкал в час).

Тогда предложение было отвергнуто с очень непонятной формулировкой «Не принято. В схеме теплоснабжения должны быть рассмотрены несколько вариантов развития». В конечном итоге в противоречие постановлению правительства принят один вариант развития – строительство блочно-модульных котельных без ссылок на законодательный акт. Кто же идеологи этих проектов, которые идут вразрез с Законодательством РФ?

«С целью продвижения так называемой «котельнизации» в Севастополе после 2015 года был расторгнут договор по разработке Схемы теплоснабжения с компанией «Некоммерческое партнерство по содействию внедрения энергоэффективных технологий «Энергоэффективный город» и заключен договор с компанией «Ивэнергосервис».

Компания «Энергоэффективный город» в качестве приоритетного направления также предлагала вариант комбинированной выработки тепла и электроэнергии, так как при этом достигается наиболее высокий коэффициент полезного действия при сжигании топлива. А вот компания «Ивэнергосервис» при разработке схем теплоснабжения вообще не рассматривает технологии комбинированной выработки тепла и электричества», - говорит ведущий инженер лаборатории «Экоэнергетика» ИПТС Александр Клименко.

Почему мнение ученых игнорируется?

Этот вопрос задан представителям Департамента городского хозяйства. Внятного ответа не предоставлено, сотрудники отдела перенаправили на сайт Правительства, дескать, там все опубликовано. В документе Департамента городского хозяйства говорится о том, что «Принятый вариант развития теплоснабжения, предполагающий децентрализацию крупных систем теплоснабжения, был многократно рассмотрен и признан наиболее эффективным комиссией Министерства энергетики РФ при утверждении схемы теплоснабжения Севастополя в 2016 г.».

В 2022 году на слушаниях, которые переносились, в конечном итоге, были проведены в онлайн-режиме 3 марта 2022 г., инициативная проектная группа предложила реконструкцию Севастопольской ТЭЦ с комбинированной выработкой электроэнергии, тепла и опресненной воды для собственных нужд ТЭЦ со ссылкой на новые законодательные акты в пользу проекта.

Такими актами являются: распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Энергетическая стратегия РФ на период до 2935 года», где в п. 3 читаем: «рекомендуется органам государственной власти субъектов РФ руководствоваться положениями стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов РФ и иных документов стратегического планирования»; Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р. «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». Почему-то при разработке Схемы теплоснабжения города эти документы не были учтены.

В проекте Департамента приоритет отдан строительству автоматизированных блочно-модульных котельных (АБМК) взамен уже существующей ТЭЦ. Строительство блочно-модульных котельных в жилой зоне взамен ТЭЦ (даже с КПД 92-94%), по мнению ученых, будет наносить вред окружающей среде, что значительно снизит эффективность и экологическую значимость подобных проектов, не говоря о социальной составляющей. Разработанная идеологами «котельнизации» схема теплоснабжения имеет очень нарицательную составляющую: до 2036 года цены на услуги теплоснабжения возрастают вдвое, тогда как, предложенная инициативной группой реконструкция ТЭЦ предполагает снижение тарифов на электроэнергию в два раза (именно эта дешевая электроэнергия может покрыть потребности предприятий городского хозяйства).

Не получится ли ситуация, что сегодня в городе построят массу блочных котельных, и потом системы теплоснабжения будут переделываться в соответствии с Законодательством РФ за счет налогоплательщиков (случай, когда цены на энергоносители возрастут многократно).

«Создание собственной муниципальной электрогенерации в комбинированном режиме позволило бы вырабатывать электроэнергию в два раза дешевле, со всеми вытекающими позитивными социальными последствиями», - рассказал заслуженный энергетик АРК Валерий Матвеенко.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сценарий по установке в жилой зоне семи блочных котельных при полном отрицании комбинированной выработки тепловой и электрической энергии «притянут за уши.

Уместно задать много вопросов в адрес департамента городского хозяйства и ГУПС Севтеплоэнерго. Почему произошла смена разработчика «Схемы теплоснабжения города Севастополя» после 2015 года. Потому что они вели разработку в соответствии с требованиями Законодательства?

Почему после 2015 года продвигается схема «котельнизации» города в ущерб экологии, тарифной политики, политики по снижению выбросов? Для чего проводятся слушания? Только для того, чтобы поставить галочку о выполненном мероприятии или для принятия взвешенных решений?

Почему на слушаниях отсутствовали представители ГБУ «Центр энергоэффективности и развития городской инфраструктуры Севастополя» - организации, напрямую заинтересованной в повышении уровня энергоэффективности федеральных (муниципальных) программ в городе. И… самый важный вопрос: кто будет отвечать за просчеты в создании проектов, противоречащих требованиям Законодательства РФ (здесь напрашивается один ответ – за все ответит налогоплательщик)?

Вопросов очень много. Ясно одно - в перечне источников, на основании которых разрабатывалась Схема теплоснабжения на 2022 год последние законодательные акты (2019-2021 г.г.) не учитывались, так же, как и в 2015 году на слушаниях были проигнорированы требования постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221.

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   1

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   2

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   3

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   4

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   5

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   6

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   7

Ученые – за отечественное, Департамент городского хозяйства Севастополя – за импортное. Кто победит в нынешней обстановке?   8

 

Источник Информер

 
 
 
Материалы по теме: