Россияне назвали наиболее значимые и заметные события на рынке недвижимости в 2022 году
На первом месте (35% голосов) оказалась индексация материнского капитала. В «Дом.РФ» отметили, что в ноябре 2022 года было принято решение о его индексации на будущий год сразу на 12,4% (по фактической инфляции) по сравнению с 3,7% в предыдущем году. Так что в 2023 году размер маткапитала на первого ребенка составит 589,5 тысячи рублей (+65 тысяч рублей), а на второго — 779 тысяч рублей (+85 тысяч рублей).
Увеличение размера маткапитала нельзя назвать напрямую «недвижимым» событием, но семьи чаще всего направляют деньги на улучшение своих жилищных условий, так что первое место в данном случае вполне закономерно.
Второе место (32% голосов) занял рост стоимости стройматериалов. Как отмечают аналитики «Дом.РФ» со ссылкой на данные Росстата, основной рост стоимости стройматериалов пришелся на 2021 год (+24%). В начале 2022 года рост цен продолжился (+13% за четыре месяца), но затем цены перешли к снижению, так что по статистике на конец ноября они всего на 4% выше уровня декабря 2021 года.
Третье место с одинаковым показателем (25% голосов) разделили льготная ипотека для молодых семей, с помощью которой супруги в возрасте до 35 лет или одинокие родители до 35 лет с ребенком могут получить от государства субсидию на приобретение собственного жилья, и рост цен на недвижимость. В январе-ноябре 2022 года доля граждан, ожидающих повышения цен, находилась на высоком уровне (37-64%), и цены, увы, оправдали ожидания: за девять месяцев на первичном рынке они выросли на 20%, на вторичном — на 10%.
44, 64 % респондентов отметили, что застройщики выходили за пределы домашних регионов. На втором месте выход застройщиков МКД на рынок ИЖС (37,5 %). Замыкает тройку ключевых трендов наращивание доли онлайн-продаж (33,93 %).
На четвертом месте рост значимости репутации застройщика (30.36%) На пятом — сокращение площади квартир (26.79%).
Шестое место по значимости среди трендов уходящего года досталось внедрению BIM/TIM — за него проголосовали 25%. Рост внимания к имиджевым коммуникациям отметили 23, 21 % опрошенных. Восьмое место разделили динамическое ценообразование и создание дополнительных ценностей на территории ЖК (по 21, 43%).
Замыкают десятку целых семь трендов (по 17, 86%): кастомизация жилья, автоматизация взаимодействия с дольщиками при передаче квартир, рост внимания к автоматизированной аналитике внешних данных, цифровизация строительного контроля, зеленая повестка/ESG, внедрение мобильных приложений для собственников квартир, 3D-туры по ЖК и квартирам.