#МИР

Очередники и застройщики России: помощь сегодня нужна и тем, и другим

 
Очередники и застройщики России: помощь сегодня нужна и тем, и другим
 
На днях под сопредседательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета Сергея Степашина прошло заседание Общественного совета при Минстрое России. Участники данного мероприятия обсудили ключевые вопросы отрасли и подвели итоги работы за девять месяцев.
 
Председатель Общественного совета Сергей Степашин, открывая заседание, сказал, что стройкомплексу предстоит не только выполнить задачи национальных проектов, но и восстановить, привести к российскому уровню качества условия жизни в городах и населенных пунктах на новых территориях Российской Федерации.
 
«Ключевые темы сегодняшнего заседания Общественного совета выбраны не случайно — это те вопросы, которые профессиональное сообщество считает острыми, порой, мешающими эффективной работе отрасли и негативно влияющими на работу бизнеса и жизнь граждан. Общественный совет направил в адрес Минстроя более 100 предложений только за прошедший период, все они приняты к рассмотрению Минстроем России», - уточнил Сергей Степашин.

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин отметил, что несмотря на серьёзные вызовы, с которым столкнулась экономика, во многом благодаря совместной работе с профессиональном сообществом, удалось решить многие вопросы:

«Взаимодействие и сотрудничество с представителями профессионального сообщества на базе Общественного совета, позволяет министерству объединять усилия, направленные на создание условий для устойчивого развития строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса России.

Сегодня очень многое изменилось в функциях Министерства строительства и ЖКХ РФ - с марта этого Минстрой России является координатором специального инфраструктурного проекта, но несмотря на те вызовы, которые сегодня стоят перед нами, результаты текущего года показывает, что мы справляемся с поставленными задачами.

По вводу жилья - на 1 сентября он составил 69,7 млн кв. метров, что больше показателей прошлого года за аналогичный период на 33%».

Руководитель комиссии по жилищной политике Надежда Косарева представила предложения комиссии по решению вопроса обязательств по жилищной поддержке граждан, в том числе первоочередные меры, которые позволят обеспечить жилье очередников.

По ее словам, сегодня в предоставлении той или иной жилищной поддержки нуждаются около 7 млн российских семей. При этом 3,38 млн семей состоят на различных учетах, в том числе по данным на начало 2022 года 2,1 млн семей состоят на муниципальном учете и по ситуации на конец 2021 года средний срок ожидания ими этой самой поддержки составлял 22,5 года.

Темпы обеспечения жильем некоторых категорий очередников еще медленнее. К примеру, по оценкам Росстата за 2021 год, в очереди на жилье стояло 2615 граждан, уволенных с военной службы, но за год жилье получил лишь 51 человек: при такой скорости очередь может растянуться более чем на 50 лет.

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на учет до 2005 года, будут ждать квартиры еще 15 лет (всего 32 года). По данным за 2017 год, расчетное время ожидания квартир для выезжающих с Крайнего Севера составляло более 70 лет, и так далее.

3,3 млн семей в России имеют право на получение поддержки в рамках наиболее масштабных социальных проектов, к которым, в частности, относится переселение из ветхого и аварийного фонда и система жилищного обеспечения военнослужащих. Общий объем накопленных государственных и муниципальных обязательств по жилищному обеспечению граждан составляет 8,9 трлн рублей.

Существуют и ежегодные гособязательства по предоставлению жилищной поддержки гражданам отдельных категорий в рамках специальных проектов и мер, и здесь минимальная оценка расходов — 493,4 млрд рублей в год.

Что предлагается сделать для ускорения решения проблемы очередников?

Первое — предоставить субъектам РФ право установить все или некоторые из видов поддержки, которая может быть предоставлена очередникам по их желанию во внеочередном порядке. В расширенной линейке — частичная субсидия на приобретение или строительство жилья (за исключением малоимущих граждан), льготный ипотечный кредит (за исключением малоимущих граждан), предоставленное внаем жилое помещение в наемном доме социального использования, в том числе субсидия на наем такого помещения для малоимущих граждан, предоставление обеспеченного инфраструктурой земельного участка для индивидуального жилищного строительства, субсидии для найма жилья на рынке до решения жилищной проблемы и ряд других вариантов. По мнению эксперта, это сократит для очередников срок ожидания жилья и одновременно повысит спрос на недвижимость, что также немаловажно в нынешних экономических условиях.

Второе — создание Единого реестра очередников, в который будут включены все категории льготников: и федеральные, и региональные, и муниципальные.

На заседании министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил, разработка реестра уже завершена и сейчас идет его наполнение.

Но в цифрах полное расхождение: Надежда Косарева и фонд «Институт экономики города», президентом которого она является, говорят о миллионах семей, нуждающихся в новом жилье, а в Минстрое объясняют, что до конца года регионы должны зарегистрировать в реестре 370 тысяч очередников, данные о 182,2 тысячи уже внесены, а всего в стране насчитывается около 800 тысяч очередников.

Концепция систематизации форм и методов жилищной поддержки льготных категорий граждан, которую представила на заседании Надежда Косарева, выходит далеко за рамки создания одного только единого реестра.

Среди основных концептуальных предложений — установить единые жилищные стандарты и критерии признания граждан нуждающимися в поддержке по жилищным основаниям (так называемый минимальный жилищный стандарт) и предоставления такой поддержки (так называемый стандарт жилищного обеспечения), сделать господдержку более адресной (в частности, учитывать доходы семьи и ее обеспеченность жилыми помещениями, что сейчас принимается во внимание не всегда), максимально расширить формы жилищной поддержки и предоставить гражданам возможность выбирать ее форму и так далее.

По словам Надежды Косаревой, основной целевой показатель концепции — сократить срок ожидания гражданами жилищной поддержки до максимум пяти лет.

Вопросы эффективности спецсчетов при капремонте подняла руководитель комиссии по ЖКХ Ирина Булгакова. О ходе цифровизации строительной отрасли рассказал президент НОТИМ, руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли, включая вопросы реализации внедрения технологии информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объектов капитального строительства Михаил Викторов. Он предложил создать в НОТИМ отдельный комитет «ГИСОГД и информационное моделирование для устойчивого развития территорий» с проведением один раз в два месяца совещаний Комитета, Комиссии Общественного совета и Минстроя России по обсуждению приоритетных вопросов развития информационных систем управления жизненным циклом объектов капстроительства.

Важным вопросом обсуждения стало импортозамещение в строительной отрасли. Эту тему раскрыла эксперт Комиссии по ценообразованию Ольга Мальцева.

По поручению Минстроя России сформирован и выпущен в публичную плоскость каталог импортозамещения –электронный сервис для поиска и подбора аналогов строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства, произведенных в России или ввозимых из дружественных стран. Сейчас в каталоге более 1400 позиций.

Еще один вопрос, связанный со стройматериалами, касался их фальсификации.

«По проведенным комиссией по вопросам индустрии строительных материалов, технологий и промышленному строительству оценкам, совместно с Национальным объединением производителей строительных материалов и другими экспертными сообществами, доля продукции ненадлежащего качества составляет от 5 до 80% по различным группам», - сообщил руководитель комиссии, президент ГК «Основа» Александр Ручьев.

По его мнению, нужно активизировать работу по проработке вопроса о нормативно-правовом закреплении в действующем законодательстве понятия «фальсифицированная промышленная строительная продукция», установлении запрета на производство и введение в оборот фальсифицированной продукции.

 

Источник Информер 

 
 
 
Материалы по теме: