#МИР

Новый проект КоАП РФ: либерализация нам только сниться?

 
Новый проект КоАП РФ: либерализация нам только сниться?
 
Минюст РФ завершил работу над проектом общей части нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Об этом сообщил глава ведомства Константин Чуйченко на расширенной коллегии Минюста.
 
«Новый КоАП и Процессуальный КоАП находятся на высокой стадии согласования, мы обсуждаем текст законов как с органами власти, парламентариями, так и с общественностью, учитываем позицию регионов. На сегодняшний день закончена работа над проектом общей части КоАП», — сказал Константин Чуйченко.
 
Он также отметил, что в целом кодекс должен из репрессивного документа стать документом охранительным.
 
«Мы сокращаем количество составов, усиливаем профилактические меры, снижаем административную нагрузку на бизнес», — подчеркнул Константин Чуйченко.
 
Однако, по словам экспертов, планы либерализации административного законодательства, о которых говорят руководители Минюста, могут остаться не более чем декларацией о намерениях.
 
Так, к разработке проекта нового кодекса в основном привлечены правоохранители и представители контрольно-надзорных ведомств, для которых КоАП – всего лишь инструмент для запугивания потенциальных нарушителей, а для казны – источник постоянных доходов.
 
Поступления от административных штрафов закладывают в соответствующие статьи федерального бюджета. Например, по итогам 2023-го государство планирует собрать с бизнеса только штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 4,27 млрд руб.
 
В 2024 году этот показатель, как ожидается, составит 5,57 млрд, в 2025-м – 5,73 млрд, в 2026-м – 5,45 млрд руб. 
 
Отказываться от этих ненефтегазовых доходов Минфин в будущем не готов. Так, в августе 2023 года правительство не поддержало законопроект о снижении в два раза штрафов по 17 «предпринимательским» статьям КоАП. Если и в новом варианте проекта кодекса эта установка найдет отражение, то сколько-нибудь существенного снижения административной нагрузки на бизнес не произойдет.
 
Концептуально значимым в 2019 году стало предложение ввести в действие сразу два кодекса: Кодекс об административных правонарушениях и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях. Первый включает нормы материального права: категории и виды административных правонарушений, административные наказания и правовые институты и т.д. Второй – правовые нормы, регулирующие порядок возбуждения дел об административных правонарушениях, их рассмотрения и назначения наказания, прочие процедурные вопросы.
 
На сегодняшний день решение по этому вопросу не принято. Задача минимум, сначала представить на рассмотрение правительства проект КоАП. Однако сложный механизм межведомственных согласований ставит под сомнение перспективы ее быстрого решения.
 
Что закономерно: госорганы, как правило, имеют собственное видение документа, лоббируют ведомственные интересы, поэтому часто выдвигают предложения, взаимоисключающие друг друга.
 
Между тем, впереди жаркие дискуссии в Госдуме и Совете Федерации, сложное обсуждение проекта с бизнес-объединениями и общественными организациями. На это может уйти весь следующий год, соответственно, ранее 2025 года принятия нового КоАП ожидать не приходится.
 
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»
 
 
 
 
 
Материалы по теме: