#МИР57

Херсонская и Запорожская области: экономический портрет регионов

 
Херсонская и Запорожская области: экономический портрет регионов
 
Россия обустраивает мирную жизнь в Херсонской и Запорожской областях. В нашем материале мы расскажем о том, каким экономическим потенциалом обладают данные регионы.
 
Территория Херсонской области составляет 28 461 км², протяжённость с севера на юг — 180 км, с запада на восток — 258 км. Область расположена в степной зоне, на нижнем течении реки Днепр, который разделяет область на две части — правобережную и левобережную, которую также называют Северной Таврией.
 
Главной особенностью географического расположения является выход к Азово-Черноморскому бассейну и Днепровской водной магистрали. Это открывает широкие возможности для дальнейшего развития морских и речных перевозок, индустрии отдыха, а также сельского хозяйства.
 
Численность населения области на 1 января 2020 года составляла 1 027 913 человек, в том числе городского населения 631 317 человек, или 61,4 %, сельского — 396 596 человек, или 38,6 %.
 
В главном городе области — Херсоне — проживало на 1 января 2019 года 289 тыс. постоянных жителей, а в границах горсовета, включая населённые пункты, подчинённые райсоветам города — 330 и 334,5 тыс. человек соответственно.
 
Основной экономики области является сельское хозяйство. Херсонская область имеет значительный потенциал развития сельскохозяйственного производства, большие площади сельскохозяйственных угодий с плодородными землями (1968,4 тыс. га, в том числе 1770 тыс. га пашни).
 
Это создает необходимые природные предпосылки для производства значительных объёмов растениеводческой и животноводческой продукции. Херсонская область — важный регион по выращиванию качественного продовольственного зерна озимой пшеницы, кукурузы, риса, подсолнечника.
 
Регион имеет значительные площади орошаемых земель, что позволяет выращивать овощебахчевые культуры и виноград.
 
Наличие развитой перерабатывающей промышленности позволяет перерабатывать произведенную продукцию непосредственно в области, тем самым снижая затраты на её транспортировку и предотвращая отток доходов в другие регионы.
 
Выгодное географическое положение, относительная близость важных рынков стран СНГ и Ближнего Востока позволяет Херсонской области экспортировать значительные объёмы производимой сельскохозяйственной продукции.
 
Потенциально область имеет возможность выращивать ежегодно не менее 2 млн тонн продовольственного зерна, 1 млн тонн овощебахчевой продукции, 35 тыс. тонн риса, 100 тыс. тонн плодов, 50 тыс. тонн винограда и другую продукцию.
 
Отметим также, что Херсонская область была тесно связана с Крымом, фактически составляя единый экономический район. Из области в Крым поставлялась сельхозпродукция, а также вода для орошения степных районов полуострова.
 
Эти экономические связи были нарушены в 1991 году, а в 2014 году и полностью прекращены. Разрыв экономических связей между двумя регионами губительным образом сказался как на экономике Крыма, так и Херсонской области.
 
Неудивительно, что после освобождения области эти связи начали быстро восстанавливаться.
 
Так, в условиях правового вакуума предприниматели, работающие в сельскохозяйственной отрасли в Херсонской области, в ближайшее время завершат оформление необходимых документов в налоговой службе и банках Крыма. Это позволит полноценнее реализовывать торговлю не только с Крымом, но и с другими регионами России.
 
Херсонская область сейчас полностью находится под контролем Москвы, а Запорожская область — на две трети. Пока что украинцы контролируют лишь областную столицу, Запорожье, где живет почти половина области.
 
Еще большим экономическим потенциалом обладает Запорожская область.
 
На данный момент часть территории области, включая административный центр — Запорожье, еще подконтрольна киевскому режиму, однако, как отмечают все эксперты, полное освобождение региона — это лишь вопрос времени.
 
Тем не менее, мы остановимся только на экономическом потенциале тех территорий региона, которые уже  находятся под контролем России.
 
Запорожская АЭС
 
Запорожская АЭС была построена в 80-ых годах. С момента ввода в эксплуатацию шестого энергетического блока в 1996 году, АЭС стала крупнейшей атомной станцией в Европе и третьей в мире с установленной мощностью почти 6 тысяч МВт.
 
Ежегодно станция генерирует около 40 млрд кВт·ч электроэнергии, что составляет пятую часть общегодового производства электроэнергии на Украине и половину производства электричества на украинских атомных станциях.
 
18 мая 2022 года вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин говорил о том, что Запорожская АЭС будет работать на Россию, в том случае если энергосистема Украины не будет готова принимать электроэнергию с этой станции и платить за него деньги.
 
До 2014 года электроэнергия с Запорожской АЭС поступала в том числе и в Крым. Учитывая тот факт, что производство электроэнергии на АЭС намного дешевле, чем на других, возобновление поставок электричества в Крым позволит серьезно снизить затраты на электроэнергию для промышленности и населения.
 
В городе Мелитополь расположены крупнейшее украинское локомотивное депо и легендарный ЗАЗ (тут выпускают коммерческие грузовики), в Бердянске — кабельный и резиновый заводы.
 
Как отмечают власти Запорожской области, в течение двух-трех недель планируют возобновить работу промышленных предприятий в регионе. Об этом ТАСС заявил член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов.
 
«Сейчас у нас идет работа по трем с лишним десяткам предприятий для их перезапуска, точка перезапуска - от двух-трех дней до двух-трех недель - практически по всем установлена. Если все будет нормально, промышленная площадка области заработает быстро и активно, я думаю, с учетом доброй воли и заинтересованности людей.
 
Совсем недавно состоялось совещание Минпромторга РФ как раз по этим вопросам, я в нем участвовал, у нас полное понимание, рабочий контакт и, главное, желание федеральных чиновников как можно быстрее нам в этом помочь и перезапустить. Сейчас решаются вопросы по ОКВЭД, свободному доступу на российский рынок и другие», - заявил Рогов.
 
Он также отметил, что  Мелитопольский завод автотракторных запчастей в полную силу работает над выполнением полученных заказов на поставки продукции в РФ, Белоруссию и Казахстан и в ближайшее время начнет отгрузки.

«Они уже приступили к работе, сейчас полным ходом идет производство. И, насколько я знаю, не сегодня завтра начнутся отгрузки продукции. Заказчики очень сильно ждут эту продукцию, она качественная, очень недорого стоит для своего качества и известна на рынке долгие годы. Завод работает в полную силу своих нынешних возможностей», - сообщил Рогов.
 
26 мая завод после трехмесячного перерыва возобновил работу и вернулся к изготовлению гражданской продукции. Там трудятся около 100 рабочих.

Мелитопольский завод автотракторных запчастей специализируется на выпуске запасных частей и узлов к сельскохозяйственной технике (комбайнам, жаткам, тракторам), компрессорам и автомобилям.

Россия также получила под контроль несколько крупных портов на Азовском море — Бердянск и Скадовск, которые находились в упадке, но сейчас они получат новую возможность внедриться в единый экономический комплекс России.
 
 
 
Материалы по теме: