#МИР

Автомобильный рынок России: кто ушел, а кто остался

 
 
Автомобильный рынок России: кто ушел, а кто остался
 
Западные автомобильные компании покидают российский рынок. Однако, несмотря на это, некоторые популярные бренды все еще остаются в нашей стране. Надолго ли? Ответ на этот вопрос знают в издании Autonews.

Audi

Немецкая компания никогда не имела собственного локального автопроизводства в России. Уже весной поставки новых автомобилей в Россию были приостановлены, и официальных сообщений о возобновлении не поступало.
 
Однако недавно корреспондент Autonews.ru обнаружил в одном из подмосковных логистических хабов свежую партию из нескольких десятков машин, которых раньше на этом месте не было. Кому эти автомобили принадлежат — неизвестно.

BMW

10 февраля 2022 года немецкий автоконцерн подписал с калининградским заводом «Автотор» контракт на производство автомобилей на следующие шесть лет. До 2028 года предполагалось выпускать кроссоверы X5, X6 и X7, а также седан 5-Series — причем по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов.
 
В настоящее время эти планы поставлены на паузу, равно как и импорт всех остальных автомобилей. Но официальное представительство BMW и Mini в России продолжает работать, и о планах по уходу с российского рынка никто пока не говорит.

Chevrolet и Cadillac

Американский автоонцерн General Motors заметно сократил присутствие в России еще в 2015 году, когда был закрыт завод в Ленинградской области. А с февраля этого года, американцы покинули отечественный рынок окончательно, бросив все, что было. Дилеры остались без поддержки и начали закрываться, гарантийные обязательства перестали действовать, а несколько сотен Escalade, Tahoe и Trailblazer уже несколько месяцев ждут своей судьбы в распределительном центре.
 
Автодилеры даже написали обращение на имя главы правительства России Михаила Мишустина с просьбой компенсировать им убытки от ухода компании, но пока ответа не поступило, хотя российские активы General Motors позволяют покрыть значительную часть издержек.

Citroen, Peugeot, Opel, Mitsubishi
 
У этих четырех марок есть общий завод в Калужской области, который находится в вынужденном простое с начала весны. Официальных сообщений о возможном возобновлении производства пока не поступало. Но и о сворачивании деятельности в России представители автокомпаний ничего не говорили. До февральских событий на предприятии выпускались коммерческие модели, седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также Mitsubishi Pajero Sport и Outlander.

Hyundai, Genesis и Kia

У корейцев в России сразу две сборочные площадки — завод в Санкт-Петербурге и калининградский завод «Автотор». Первое предприятие, где выпускались Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Creta, в настоящее время ничего не производит.
 
А вот «Автотор» продолжал деятельность на протяжении всего лета. Еще в июне туда прибыли застрявшие в Польше контейнеры с комплектующими, которых должно было хватить как раз примерно до сентября. Новые машины действительно продолжают поступать на центральные склады, но сколько этот поток будет держаться, неизвестно.

Geely

Компания Volvo, принадлежащая концерну Geely, с начала весны предпочитает хранить полное молчание. А вот китайские владельцы работают в штатном режиме: с завода в белорусском Жодино продолжают поступать кроссоверы Coolray и Atlas, из Китая едут купеобразные Tugella, продажи стабильно растут. Правда, о премьере флагманского кроссовера Geely Monjaro, намеченной на эту осень, пока новостей не слышно: возможно, ее несколько сдвинут. Но от самих планов по выпуску Monjaro на российский рынок в Geely не отказываются.

Haval

Завод Haval под Тулой активно выпускает кроссоверы Jolion и F7/F7X, внедорожники H9, а также пикапы Great Wall Poer. На счету Haval главная автомобильная премьера этого года — кроссовер Dargo — а через некоторое время должен появиться и новейший внедорожник от дочернего бренда Tank. Третье место по суммарным российским продажам за август — закономерный тому итог.

Jaguar и Land Rover

Британцы одними из первых объявили о прекращении поставок в Россию, причем развернули на таможне даже те автомобили, которые уже должны были попасть в нашу страну. Однако о полном сворачивании деятельности речи пока не идет, дилеры продолжают выполнять гарантийное обслуживание и даже продавать новые машины, ввезенные уже по «параллельному импорту». Правда, на такие экземпляры заводская гарантия не распространяется.

Mazda

Совместное предприятие Mazda-Sollers во Владивостоке раньше выпускало кроссоверы CX-5 и CX-9, седаны Mazda6, а также двухлитровые атмосферные двигатели Skyactiv-G. В настоящее время деятельность приостановлена из-за отсутствия комплектующих, а запасы автомобилей Mazda на центральных логистических складах, по информации Autonews.ru, иссякли. Однако в представительстве компании сохраняют решимость остаться на российском рынке, если это вообще будет возможно.

Mercedes-Benz

На площадке готовой продукции подмосковного завода Mercedes-Benz продолжают храниться несколько сотен абсолютно новых автомобилей самых разных моделей. Еще примерно столько же ждут своего часа в распределительном хабе. По неофициальной информации, из-за санкций Mercedes-Benz чисто юридически не может продать эти машины дилерам — а те, соответственно, клиентам.
 
Кроме того, циркулируют слухи, что сам завод может купить дилерский холдинг «Автодом» — однако непонятно, что там будет выпускаться. Сама компания Mercedes-Benz пока сообщает, что рассматривает разные варианты продолжения бизнеса в России, но что будет дальше никто не знает.

Nissan

Активность на заводе Nissan в Санкт-Петербурге свернута с марта: пока здесь не выпускают ни Qashqai, ни X-Trail, ни, тем более, Murano. Да и новый кроссовер Pathfinder успел попасть в Россию единственной партией из 400 машин, которые уже разъехались по клиентам.
 
Простой фабрики продлен с конца сентября до конца декабря, но руководство компании продолжает следить за ситуацией и принимает решения исходя из текущей обстановки.

Renault

В мае французский концерн, пожалуй, теснее всех связанный с Россией, объявил, что сворачивает деятельность и покидает рынок. Производство кроссоверов Duster, Kaptur, Arkana, а также легковых Logan и Sandero завершено навсегда, а столичный завод передан властям и переименован обратно в «Москвич». Согласно названным ранее планам, осенью здесь должна начаться сборка новых автомобилей — вероятнее всего, это будут китайские JAC с другой эмблемой.
 
Контроль за исполнением гарантийных обязательств дилерами Renault по обслуживанию сотен тысяч проданных машин переданы «АвтоВАЗу»: подразделение компании «Лада Имидж» должна обеспечивать поставки запчастей для ремонта, а также компенсировать дилерам Renault их расходы.

Toyota и Lexus

Производство кроссоверов RAV4 и седанов Camry на собственном заводе Toyota в Санкт-Петербурге приостановлено. Но слухов о закрытии площадки или передаче ее новым владельцам пока не поступало. Российский офис Toyota не спешит комментировать ситуацию, хотя можно предположить, что японцы будут стараться удержать важный для себя рынок. А вот премиальный бренд Lexus, судя по всему, свернул деятельность: все равно из-за санкций, ограничивающих максимальную стоимость импортируемых автомобилей, поставлять на наш рынок компании попросту нечего.

Volkswagen и Skoda

Как и остальные зарубежные предприятия, не считая Haval, калужский завод группы Volkswagen ничего не выпускает уже несколько месяцев — раньше там делали Volkswagen Polo и Skoda Rapid. По официальной информации, фабрика находится в простое как минимум до конца года, о планах по ее закрытию пока не сообщалось.
 
На днях появились слухи, будто предприятие хочет купить австрийская компания Steyr, но они были быстро опровергнуты. Иными словами, судьба завода пока неясна. А вот с подразделением на мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде все понятно: вероятнее всего, сборка Skoda Octavia и Karoq, а также Volkswagen Taos и Tiguan, там возобновлена не будет.
 
 
 
 
Материалы по теме: