#МИР

Воинский учет: что нужно знать работодателю, чтобы не попасть под наказание

 
Воинский учет: что нужно знать работодателю, чтобы не попасть под наказание
 
Ведение воинского учета обязательно для всех работодателей вне зависимости от юридического статуса и отрасли, за исключением, индивидуальных предпринимателей.  Учету подлежат все военнообязанные мужчины и женщины с военно-учетной специальностью (радистки, специалисты по картографии, медики и др).
 
Таким образом, работодатель передает в военкоматы информацию:
 
- о мужчинах призывного возраста от 18 до 27 лет, не зачисленных в запас. С 1 января 2024 года возрастную планку увеличат до 30 лет;
- мужчинах в запасе;
- мужчинах, которые не служили в армии без уважительных причин для отсрочки или с освобождением от призыва;
- мужчинах, прошедших альтернативную службу или военную кафедру;
- женщинах с военно-учетной специальностью.
 
Воинский учет касается абсолютно всех работников, в том числе и тех, кто работает по совместительству, на полставки или на удаленке (если они не имеют права на отвод от службы).
 
При этом, под правила учета не подпадают:
 
- граждане с полным освобождением от воинской обязанности, например, по состоянию здоровья;
- мужчины, проходящие военную или альтернативную службу;
- женщины без военно-учетной специальности;
- граждане, не проживающие постоянно в России;
- иностранные граждане;
- служащие в органах внешней разведки и ФСБ, а также те, кто имеют офицерские звания.
 
Работодатель, который ранее не вел воинский учет, должен зарегистрироваться в ближайшем военкомате — филиалы в других городах прикреплять к каждому комиссариату не требуется. Общепринятого регламента постановки компании на учет нет, у местных учреждений могут быть индивидуальные требования. В каждом случае нужно обязательно подготовить копии учредительных документов, карточку организации, заполненную по форме 18, и приказ об организации воинского учета.
 
Организации со штатом численностью менее 500 человек, состоящих на воинском учете, могут ограничиться помощью одного специалиста. В крупных компаниях численностью от 2 тыс. человек организуют отдел военно-учетного стола.
 
По правилам учета для хранения документов военнообязанных компания должна выделить отдельное помещение с железными шкафами. Доступ к информации должны иметь только профильные сотрудники. Все расходы по организации учета компания оплачивает самостоятельно.
 
Также необходимо организовать систему документооборота в виде нескольких отдельных папок с бумагами — приказы, инструкции для сотрудников, история коммуникации с военкоматом, данные о работниках и журналы проверок.
 
Каждый внутренний отдел по воинскому учету должен иметь план на текущий год, где указаны все предстоящие профильные мероприятия. Затем подписанный руководителем документ следует направить в военкомат для согласования, где специалисты могут предложить внести изменения.
 
С 8 января 2022 года каждый сотрудник, состоящий на воинском учете, должен иметь персональную карточку по форме №10. Документ содержит личные данные, а также фиксирует факты приема на работу сотрудника или его ухода из компании. Архив можно вести как в бумажном, так и в электронном виде.
 
В картотеке все документы должны быть распределены в алфавитном порядке и по разделам:
 
- офицеры запаса;
- солдаты, сержанты, матросы, прапорщики и мичманы запаса;
- женщины с ВУС;
- призывники.
 
Карточки сотрудников, которые встали на учет на срок более трех месяцев только по месту жительства, нужно хранить отдельно. Строгих правил по тому, как это делать, нет. При снятии сотрудника с воинского учета работодатель обязуется исключить его данные из архива после сверки с военкоматом и составить об этом акт.
 
При трудоустройстве в новую компанию военнообязанный кандидат должен представить в отдел кадров военный билет или временное удостоверение. По ТК РФ, документ воинского учета является обязательным при оформлении на работу, но в то же время его отсутствие не является основанием для отказа, как, например, недостаток нужных деловых качеств. Если кандидата без военника все же принимают на работу, необходимо вынести ему замечание или выговор за непредставление документа.
 
Если при проверке документов работодатель обнаружил исправления, неточности или следы подделки, он должен уведомить об этом военный комиссариат в течение пяти рабочих дней с момента их выявления.
 
Контроль ведения воинского учета берут на себя органы управления Вооруженных сил РФ, военкоматы или местная администрация. В специальной инструкции указано, какие проверки осуществляют профильные ведомства и по каким критериям оценивается порядок воинского учета в компаниях.
 
В организациях, где работают 500 сотрудников и более, ревизии проводят каждый год, в остальных случаях — минимум раз в три года. Сообщать о проверках должны заранее — до 31 декабря текущего года о запланированных мероприятиях на следующий год. Затем соответствующие органы должны прислать второе уведомление за пять дней до начала проверки.
 
За нарушения правил ведения воинского учета в компании предусмотрены административные штрафы, а их размер  зависит от статуса организации и состава правонарушения:
 
- от 40 до 50 тыс. руб. — для руководителей или ответственных за учет;
- от 175 до 200 тыс. руб. — для малых предприятий;
- от 350 до 400 тыс. руб. — для средних и крупных предприятий.
 
Взыскание грозит работодателю также в том случае, если он не обеспечил своевременную явку сотрудников на сборные пункты или в воинские части в период мобилизации.
 
Штраф также назначается, когда компания не организовала поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации:
 
- от 60 до 80 тыс. руб. — для руководителей или ответственных за учет;
- от 200 до 250 тыс. руб. — для малых предприятий;
- от 400 до 500 тыс. руб. — для средних и крупных предприятий.
 
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»
 
 
 
 
 
Материалы по теме: