#МИР37

Винная Россия: взгляд в будущее

 
Винная Россия: взгляд в будущее
 
Вопреки опасениям россиян зарубежные вина не пропали с полок наших магазинов. Конечно же, что их доля в общем предложении снизилась, но некритично, в то время как российские ритейлеры продолжают импортировать продукцию, которую они закупали и до санкций.
 
Отметим, что отдельные производители прервали отношения с виноторговыми компаниями в индивидуальном порядке. Например, США и Австралия полностью отказались от поставок, прервали отношения и некоторые поставщики из Франции, Австрии, Испании, Великобритании и Грузии — их доля составляет примерно 5% от общего объема российского импорта.
 
Но остальные поставщики из этих стран пока не готовы уходить с российского рынка.
 
Эксперты отмечают, что в качестве замены уходящим винам импортеры могут подобрать аналоги из других регионов, например, Армении, Молдавии, Турции, стран Латинской Америки и даже Индии.
 
Как отмечают эксперты, западные санкции коснулись только премиум-сегмента. Евросоюз запретил поставки премиального алкоголя стоимостью от 300 евро за бутылку при закупке и по 500 евро в рознице. Эта продукция относится к предметам роскоши и не превышает 2% от общего объема закупок за рубежом.
 
Однако даже на фоне того, что большинство поставщиков приняли решение остаться в России, объем импорта все равно сократился. Если сравнивать первые 4 месяца 2022 года с аналогичным периодом год назад, то доля импорта тихих вин снизилась на четверть — на 25%, то есть примерно на 20 млн литров.
 
Сильнее всего объем закупок зарубежной продукции упал в марте и апреле 2022 года. Сыграли роль сразу несколько факторов: дестабилизация ситуации на рынке, резкое падение курса рубля и неясные перспективы в плане санкций. На фоне всего этого ритейлеры были вынуждены приостановить закупки и взять паузу, чтобы оценить обстановку.
 
Когда стало понятно, что сложившиеся условия в ближайшее время не изменятся и кризис приобретает затяжной характер, импортеры приняли решение возобновить ввоз продукции, несмотря на высокий курс доллара. Пустые полки в магазинах и ,как следствие, падение дохода компаний в этой ситуации намного хуже, чем снижение рентабельности продаж.
 
Растет на рынке и предложение российского вина. Отдельную линейку вин запустили в «Кубань-Вино» вместе с Lagoda. Кроме того, «Абрау-Дюрсо» создал бренд «Русская лоза» вместе с крупнейшим ритейлером X5 Retail Group. До этого, в 2020 году, группа компаний Simple Group запустила проект «Большое Русское Вино», который объединил наиболее прогрессивных представителей нового российского виноделия.
 
Таким образом, ситуация быстро стабилизируется, торговые сети активно налаживают поставки в новых условиях. Однако, гораздо важнее текущие проблемы, связанные с операционными процессами.
 
Прежде всего это логистика.
 
Во-первых, необходимо искать и выстраивать новые маршруты. Во-вторых, из-за изменения этих самых маршрутов значительно выросли транспортные тарифы. В-третьих, увеличилось время перевозки, в том числе из-за того, что нагрузка на некоторые таможенные посты стала выше и перевозчикам приходится дольше ждать. Наконец, отдельным вопросом остается, как оплачивать эти транспортные услуги — российские компании столкнулись с проблемой денежных переводов и комиссий за них, а также с тем, что стоимость заемных денег для них увеличилась.
 
С аналогичными трудностями сталкиваются и сами российские виноделы. Их зависимость от импорта гораздо больше, чем у торговых сетей, поскольку такие компании закупают за рубежом то, что необходимо для производства, — саженцы, удобрения, специализированные оборудования, комплектующие.
 
Между тем, санкции уже привели к существенному росту стоимости алкогольной продукции. С учетом повышения затрат на логистику мы ждем, что к концу текущего года цены вырастут в два раза на импортную винодельческую продукцию и в полтора — на российскую, по сравнению с декабрем прошлого года.
 
По данным Минпромторга, опубликованным в начале июня, тихие вина с начала года в рознице подорожали на 8%, а игристые — на 5%. Как отметили в ведомстве, прогнозы на обвальный рост цен не оправдались.
 
Такая динамика связана также с покупательной способностью россиян.
 
«Средняя цена бутылки вина в регионах в магазинах у дома была в районе 300 рублей, а в супермаркетах Москвы — 550–600 рублей за бутылку. Вряд ли у людей станет больше денег на вино, а данные ценовые сегменты нужно будет чем-то наполнять. Скорее всего, стоимость базовых линеек повысится до 400–600 рублей, но пока говорить о какой-то глобальной перестройке сегментов рано», — считает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (руководитель информационного центра WineRetail) Александр Ставцев.
 
Как говорят эксперт, в  этом году доля импорта в среднем сократится на 30%, но спрос тоже снизится, что позволит уравновесить ситуацию на рынке. В связи с падением доходов населения на фоне высокой инфляции ожидается снижение объемов потребления вина и его продаж в рознице. Российское производство останется на прежнем уровне: объем тихих вин составит примерно 300 млн литров в год.
 
В целом сейчас есть тренд на российское вино, спрос на него растет за счет повышения качества продукции, расширения ассортимента. Введение санкций и ограничение импорта больше всего отразились на сегменте недорогих вин стоимостью до 500 рублей за бутылку.
 
Между тем, эксперты обращают внимание и на другой момент. С чем придется конкурировать российскому вину?
 
Если доходы россиян серьезно упадут, то придется соревноваться не столько с импортом, сколько с более дешевыми алкогольными напитками, такими как водка или винные напитки.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: