#МИР

Самозапрет на кредиты популярностью не пользуются: россияне не хотят или банки не разрешают?

 
 
Самозапрет на кредиты популярностью не пользуются: россияне не хотят или банки не разрешают?
 
Российские банки с лета вводят механизм самозапрета на выдачу кредитов. Напомним, что соответствующее предложение было разработано Центробанком и рекомендовано к введению.
 
Действует это механизм следующим образом: в своей кредитной истории, вы фиксируете ограничения по одному или нескольким из возможных критериев. Например, по виду кредитора (банк или МФО), способу обращения (дистанционно или в офисе), на все виды кредитов и займов или отдельные категории.
 
«При желании человек сможет бесплатно устанавливать и снимать такие ограничения сколько угодно раз, в зависимости от жизненной ситуации. Достаточно обратиться в любое квалифицированное бюро кредитных историй (в том числе через сайт Госуслуги), банк или МФО», — рассказал директор департамента управления данными Центробанка РФ Алексей Луковников.
 
Банки и МФО, принимая решение о выдаче кредита физлицу, будут обязаны учитывать наличие самоограничений. И если средства выданы в обход таких запретов, то кредитор не сможет требовать от заемщика возврата средств.
 
«Банки и микрофинансовые организации перед выдачей кредитов и займов должны будут проверять в кредитной истории заемщика наличие самоограничений. И если, несмотря на то что они действуют, кредитор все равно выдаст деньги, он не сможет требовать погашения долга», — отметил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута.
 
Но уже в октябре выяснилось, что россияне неохотно используют данный механизм.

Так, по сведениям предоставленным РНКБ заявки на услугу оформили всего 39 клиентов. И это при том, что запрет на онлайн-кредитование можно запросить в чате мобильного приложения или в офисе.

В «Абсолют Банке» в октябре было оформлено всего пять заявлений на самоограничение по займам, правда в ноябре, их число увеличилось до 50, но и это тоже не густо. 

Впрочем, специалисты считают, что россияне еще только присматриваются к данному механизму, со временем. число граждан, воспользовавшихся данной услугой будет только расти. Например, такая услуга как установка лимитов на проведение операций по картам — месячных, суточных — уже достаточно популярна на рынке.

В ВТБ рассказали «Известиям», что на данный момент у клиентов есть возможность устанавливать ограничения на операции с кредитными средствами (например, можно запретить их вывод со счетов), а функционал полного ограничения онлайн-кредитования планируется внедрить в банке в ближайшее время.

«Пользователям доступна возможность установки лимитов, в том числе — на денежные переводы. По желанию клиента банк может ограничить удаленный доступ к его счетам, чтобы обслуживание происходило исключительно в офисах. По итогам октября около 1 млн клиентов уже установили ограничения на операции в онлайн-банке ВТБ, в сентябре это сделало более 850 тыс. пользователей», — заявили в ВТБ.

Впрочем, как отмечают «Известия» со ссылкой на волонтеров проекта «Народного фронта» «За права заемщиков», многие российские банки просто не информируют о своих клиентов о данном механизме. Так, волонтеры обошли крупнейших банков, и не в одном из них они не получили информации о предоставляемой услуге.

«Службы поддержки и менеджеры банков просто сообщали, что такой возможности не предусмотрено. А вместо запрашиваемого самозапрета для защиты от злоумышленников предлагали оформить страховку или установить лимит по количеству и суммам операций, которые никак не защищают от мошенничества с использованием методов социальной инженерии.
 
Мы считаем, что банки лукавят, заявляя об отсутствии спроса на эту услугу. С 1 октября к нам поступают многочисленные сообщения от граждан, которым также не удалось добиться установления самоограничения, они полны разочарования. Потребители следили за сообщениями регулятора о появлении такого инструмента и ждали его», — рассказала журналистам Евгения Лазарева.
 
Схожего мнения придерживается и директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.

«Низкая популярность услуги объясняется тем, что люди просто не знают о такой возможности. Лично мне не приходило никаких уведомлений от банков, что я могу минимизировать свои риски, снизив лимит по операциям перевода или вообще отказавшись от возможности их совершения», — отметил Вениамин Каганов.
 
 
 
 
Материалы по теме: