#МИР

Социальная ответственность бизнеса: что об этом думают россияне?

 
Социальная ответственность бизнеса: что об этом думают россияне?
 
Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) прочно вошло в мировую практику ведения бизнеса. И сегодня многие из них выстраивают свою работу с учетом запросов и потребностей общества, принимая активное участие в реализации различного рода социальных проектов.
 
А как со всем этим дело обстоит в России и что об этом думают россияне? Ответы на эти вопросы знают во ВЦИОМ, сотрудник которого провели социологическое исследование на данную тему.

Как отмечается, в российском обществе есть два понимания термина КСО.
 
Узкое, когда от компаний ожидается выполнение функций, которые в теории присущи любому бизнесу – забота о сотрудниках и повышение их благосостояния – 11% и 6% соответственно, уплата налогов – 6%, создание рабочих мест – 4%, достойные условия работы – 3%, исполнение трудового кодекса и соблюдение законодательства – по 2% и т.п.
 
И широкое - все, что может выполняться государством и некоммерческими организациями, а именно – забота о природе – 10%, помощь населению – 9%, польза обществу – 7%, порядочность – 3%, внимание к своему населенному пункту – 2%, благотворительность – 2% и т.п.
 
Среди тех компаний, которые активно используют КСО россияне назвали: Газпром (средний балл – 6,7 из 10), Росатом (6,5 баллов), РЖД (6,2 балла), Аэрофлот (6,0 баллов) и Яндекс (6,0 баллов).

При этом, по мнению россиян, доля социальной ответственности бизнеса постояно растет (2006 г. – 29%, 2008 г. – 23%, 2009 г. – 27%), а к 2023 г. эта доля выросла до 44%.
 
Впрочем, столько же придерживаются и обратной точки зрения и не считают отечественные компании социально ответственными –  44%, что, впрочем, на 19%  меньше, чем ранее.

Как отмечается, представления россиян о российском бизнесе обусловлены возрастом, местом проживания, уровнем образования и материального положения.
 
В том, что он является социально ответственным, чаще убеждены молодые люди 18-34 лет (65-57% vs. 35% среди 60+), материально обеспеченные (61%) и проживающие в селах (49%). Максимум критично настроенных приходится на 35-44-летних (53%), высокообразованных (51%), недовольных своим достатком (64%), а также жителей городов-миллионников (52%) или одной из столиц (50%).
 
Из-за разнородности состава этих групп («богатые» селяне; «бедные» и «образованные» горожане) можно предположить, что в основе их расхождений во мнениях лежат разные причины. Например, у россиян с высшим образованием могут быть сильно завышенные ожидания относительно участия бизнеса в развитии общества. 

С определенными оговорками реализацию программы КСО можно рассматривать как ситуацию win-win – победу без проигравших. Наряду с другими заинтересованными сторонами (сотрудники, партнеры, общество и государство) извлекает пользу и сама компания.
 
Согласно полученным результатам, россияне скорее склоняются к мнению, что в своем решении участвовать в жизни общества бизнес руководствуется эгоистичными мотивами (43%). Другими словами, они считают, что инвестиции в социально значимые проекты – в первую очередь важная имиджевая составляющая для бизнеса, способ прорекламировать свое дело (21%, 2008 г. – 26%), 15% назвали социальную активность «выслуживанием» перед властями, еще 7% полагают, что бизнесмены «не знают, куда девать деньги».

Альтруистические мотивы реализации принципов КСО в общей сложности назвали 35% опрошенных, в том числе 17% видят в социальной активности бизнеса стремление сделать страну лучше, решить общественные проблемы, 15% - выполнение своего гражданского долга (2008 г. – 20%) и только 3% - попытку вернуть долги обществу за неправедно нажитое состояние (9% в 2008 г.).

При этом, если в 2006 и 2008 гг. россияне чаще всего таковыми считали эгоизм и жадность бизнесменов (29% и 33% соответственно), то сегодня – коррупцию чиновников (32%) и нежелание компаний заниматься решением социальных проблем (29%, +8 п.п. за 15 лет); только на третьей строчке оказался вариант «эгоизм и жадность бизнесменов» (24%, -9 п.п. с 2008 г.).
 
Фото из архива «ИНФОРМЕР»
 
 
 
 
 
Материалы по теме: