#МИР

Рынок коммерческой недвижимости Крыма: проблемы и перспективы

 
Рынок коммерческой недвижимости Крыма: проблемы и перспективы
 
По итогам полугодия 2022 года объем инвестиций в коммерческую недвижимость вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — до 179,8 млрд руб. Этот показатель стал рекордным и превышает все полугодовые объемы вложений прошлых лет начиная с 2015 года. Об этом сообщили аналитики консалтинговой компании Knight Frank.
 
Так, несмотря на общую геополитическую ситуацию и давление, оказываемое на российскую экономику, инвестиционная активность на рынке остается высокой. Но доля иностранного капитала составила всего 1,6%, как минимум следующие несколько лет ожидается, что показатель будет оставаться таким же низким.
 
Несмотря на новые возможности для инвесторов из Азии и других стран, рынок России для них в текущих условиях остается крайне рисковым, что будет сдерживать приток инвестиций из этих направлений.
 
На фоне ухода иностранных брендов и компаний с российского рынка наблюдается рост числа сделок по покупке бизнесов уходящих компаний, отмечают аналитики. Иногда такие сделки включают и недвижимое имущество. Среди примеров в Knight Frank называют продажу российских активов финского производителя Fazer (действующих фабрик в БКХ «Коломенский»), продажу бизнеса Carlsberg, Valio, Paulig, «Вимм-Биль-Данн», Pizza Hut и других брендов.
 
По объему вложенных средств лидерство в структуре инвестирования, по данным Knight Frank, сохранилось за площадками под девелопмент, хотя их доля сократилась до 47% против 56% годом ранее. В абсолютном выражении инвестиции выросли — 83,9 млрд руб. против 71,3 млрд руб. годом ранее.
 
На втором месте оказалась офисная недвижимость. За январь — июнь она получила втрое больше инвестиций, чем годом ранее (49,2 млрд руб., доля — 27%). Третье место занимает торговая недвижимость с долей в 11% и совокупным объемом инвестиций в 19 млрд руб.
 
«Высокий результат первого полугодия 2022 года позволяет сделать прогноз относительно того, что по итогам года совокупный объем инвестиций будет существенным и, возможно, превысит предыдущие периоды, однако долгосрочное развитие рынков недвижимости все еще остается неопределенным», — прогнозирует управляющий партнер Knight Frank Russia & CIS Алексей Новиков.
 
Консалтинговая компания CBRE ранее спрогнозировала резкое падение инвестиций в жилую и коммерческую недвижимость России в этом году. По прогнозам экспертов, даже при позитивном сценарии развития событий итоговый объем вложений в квадратные метры будет существенно уступать показателям 2021 года.
 
Бизнес в Крыму в 2022 году также не утратил своей привлекательности. Роль играют и географическое положение по отношению к другим государствам, и наличие морского побережья, и остатки советской экономической базы.
 
По мнению аналитиков, Крым всегда будет отличным местом для развития предпринимательства. Сейчас его можно назвать «золотой жилой», которую только начали разрабатывать.
 
Открывая бизнес в Крыму с нуля, даже при малых инвестициях можно уже через полгода ощутить отдачу. При правильном выборе экономической ниши, вы быстро встанете на ноги и перейдете от вложений к росту доходов.
 
Эксперты также отмечают, что у Крыма большой потенциал для увеличения торговой площадей. Если говорить о продовольственном ретейле, то на его долю в регионе приходится только около 20%. Для сравнения: в Москве — 80%, в Санкт-Петербурге — 70%, в среднем в РФ — 50-60%.
 
По мнению аналитиков, в краткосрочной перспективе на рынок коммерческой недвижимости будут оказывать влияние несколько факторов. Первый — это логистика. Второй — развитие экономики в регионе, а вместе с ней рост покупательной способности населения. Третий фактор — активизация самих ретейлеров и девелопмента.
 
Сейчас в Крыму насчитывается около 150 объектов, которые именуют себя торговыми центрами, но из них международной классификации соответствуют только 11: шесть в Севастополе, четыре в Симферополе и один в Ялте. Во всех этих городах 80% торговых площадей расположены в домах, которые еще в украинский период были выведены из жилого фонда.
 
Обеспеченность торговыми площадями измеряется в квадратных метрах на тысячу человек. Высокий уровень конкуренции — это 450 квадратов, когда он достигает 600 квадратных метров, начинается борьба за выживание и побеждают в ней наиболее сильные и перспективные проекты. В Симферополе сейчас этот показатель 377 квадратных метров на тысячу человек, в Севастополе — 183, для сравнения: в Санкт-Петербурге — 553, в Воронеже — 527, в Брянске — 401. То есть конкуренция на полуострове пока низкая, и есть потенциал для роста.
 
Как отмечают эксперты, в перспективе стоимость торговых метров только будет расти.
 
Участники рынка считают, что в ближайшие 3-5 лет число торговых центров продолжит увеличиваться в основном в крупных городах — Симферополе и Севастополе. Уже известно о планах строительства двух ТЦ в Симферополе и двух в Севастополе. В долгосрочной перспективе новые объекты начнут появляться и в менее крупных городах.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: