#МИР

Россияне переходят в режим жесткой экономии

 
 
Россияне переходят в режим жесткой экономии
 
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в рамках спецпроекта с РИА Новости, провел исследование, посвященное изменениям, произошедшим в жизни россиян.
 
В уходящем году только 7% россиян стали чаще ходить в гости, больше половины делают это так же, как раньше (56%), а каждый четвертый стал ходить в гости и собираться с близкими реже, чем обычно (26%). Основная группа, которая заметно чаще стала ходить в гости в этом году, — молодежь 18-24 лет (24%), показатель выше также среди россиян с неполным средним образованием (19%) и активных пользователей интернета (12%).
 
Сократили посещение гостей и встреч с близкими преимущественно женщины (30% vs. 22% мужчин), россияне старше 45 лет (31%) и те, кто характеризует свои доходы как плохие (43%).
 
Треть россиян не изменили свои привычки относительно посещения кафе, ресторанов и других мест общественного питания (30%). Реже стали это делать 22%, а чаще — только 3%, среди 18-24-летних — 13%.
 
Сократили расходы на питание в кафе и ресторанах преимущественно россияне 25-34 и 35-44 лет (35% и 31%), аудитория с высшим образованием (28%), граждане, характеризующие свое материальное положение как плохое (30%), и активные потребители интернета (31%).
 
Чем больше размер населенного пункта, тем чаще граждане не меняют своих практик посещения мест общепита: среди жителей обеих столиц 40% отметили, что продолжают посещать кафе и рестораны, как и прежде, это в 1,6 раза больше в сравнении с жителями села (25%). Однако на селе большинство в принципе не посещали общепит и раньше (49% vs. 29% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга).
 
43% россиян сообщили, что не посещали ранее места общественного питания и не делают этого сейчас. Отказ от посещения кафе и ресторанов в большей степени обусловлен возрастом и территорией проживания: среди россиян старше 60 лет показатель достигает 70%, а жители села и небольших населенных пунктов численностью до 100 тыс. человек не посещают общепит гораздо чаще, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга (49-53% vs. 29%).

 

Аналогичные данные приводятся и в опросе компании СДЭК о тратах на новогодние подарки, Так, четверть респондентов сообщили, что планируют дарить на праздники подержанные вещи – одежду и технику.

Россияне объясняют своё решение желанием сэкономить, ростом цен и отсутствием праздничного настроения. Из соображений экономии люди всё реже стали покупать и главный атрибут праздника – живую ель. За прошедшие пять лет спрос на деревья упал в два раза.
 
Данная стратегия россиян неудивительная, учитывая тот факт, что, по данным Росстата, реальные заработные платы россиян снижаются шестой месяц подряд. Так, в сентябре 2022 года падение составило 1,4% в годовом выражении после 1,2% в августе; в третьем квартале – 1,%. Уровень годовой инфляции в октябре Росстат оценил в 12,6%.
 
При этом сокращения объёма потребления продуктов питания пока не происходит. Просто повседневные продукты питания заменяются на более дешёвые.
 
Эксперты также отмечают, что если раньше россияне закупали продукты на новогодние праздники минимум на три-четыре дня, то сейчас многие ограничатся лишь одной новогодней ночью.
 
Эту тенденцию подтверждают и социологи. Так, согласно социологическому опросу сервиса MoneyMan, 46% россиян сократят свои расходы на предстоящие праздники, 28% планируют сэкономить на новогодних украшениях, ёлках и другой праздничной атрибутике, 22,5% собираются уменьшить расходы на алкоголь, а 20% – на еду.
 
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: