#РЕСУРСЫ

Несколько факторов, понижающих доходность бизнеса в Севастополе: что нужно менять?

 
 
По итогам 2020 года более 40% юридических лиц Севастополя задекларировали убытки на сумму свыше 250 млн руб., при этом реальная сумма потерь бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, намного больше.
 
 
Промышленное производство в 2020 г. уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 4,7%, оборот розничной торговли на 5%, объем строительных работ на 56%, при этом на строительство инженерных сооружений пришлось 76,3% общего объема выполненных строительных работ.

В январе – июне 2020 г. организациями Севастополя использовано 6,7 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что на 25,6% меньше, чем в сопоставимом периоде 2019 года. При этом основным источником финансирования инвестиций явились бюджетные средства – 75,5%. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили всего 20,6%.
В январе – августе 2020 г. финансовый результат организаций составил 174,5 млн руб. убытка (в аналогичном периоде 2019 года была получена прибыль в размере 1039,3 млн руб.). Убыточно работали 44,1% предприятий. Совокупная задолженность по налогам и сборам на 01.01.2021 составила 766 млн руб. По сравнению с 01.01.2020 задолженность увеличилась на 48% или 250 млн.
 
По итогам 2020 г. среднемесячная заработная плата выросла на 941 руб. с 34 586 до 35527 руб. (РФ 51 083 руб.) или на 2,7%, что ниже официального уровня инфляции и не может не отразиться на покупательной способности горожан, а, следовательно, и доходах бизнеса.
 
Кроме общих для всех потерь, связанных с ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции, происходит поступательное снижение и внутреннего покупательского спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают падать: еще минус 3% по официальным данным Росстата в прошлом году, и уже минус 10% к показателям 2013 года. И это на фоне падения курса рубля и роста цен на некоторые категории товаров первой необходимости в полтора – два раза за последние несколько лет.
 
Основным источником доходов Севастополя выступают средства дотаций и субсидий бюджетам субъектов, а основным инструментом развития региона – средства на реализацию федеральной целевой программы. При этом подавляющая часть средств по факту уходит в другие регионы РФ по месту регистрации поставщиков и подрядчиков по заключенным контрактам. Из представителей малого и среднего предпринимательства в 2020 году только 5 субъектов имели договоры, заключенные в соответствии с законами N 223 и 44-ФЗ.
 
В Севастополе получается замкнутый круг, неразвитость коммерческих структур порождает низкую налоговую базу, дефицит бюджета и необходимость дополнительного финансирования, средствами которого мы расплачиваемся с исполнителями - резидентами других регионов. В результате видим стагнацию бизнеса, отсутствие инвестиций в производственные мощности, утрату компетенций сотрудников, утрату их доходов в виде поступлений в экономику города. Бюджет теряет не только прямые суммы налогов с прибыли от контрактов и доходов сотрудников, но и вероятные, от утраченной возможности развития. Расширение госзакупок у местных поставщиков окажет пропорциональное влияние на развитие севастопольского бизнеса.
 
Это лишь малая, но важная часть проблем, касающаяся факторов, влияющих на доходность бизнеса в Севастополе. Еще необходимо отметить важность следующих направлений:
 
Создание и развитие специальных режимов по обеспечению конфиденциальности инвестиционной деятельности. (законопроект об особых административных районах);
 
- Реализацию логистических проектов, рассматривающих Севастополь и его уникальное географическое положение, как базу для развития. Помощь и поддержку бизнеса в сфере иностранного туризма, налаживание экономических связей с другими санкционными территориями;
 
- Создание новых и модернизацию существующих распределительных сетей, не отвечающих запросам потребителей по мощности, ограничении темпов роста тарифов для бизнеса, сокращении перекрестного субсидирования;
 
- Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
 
- В связи с отменой налогового режима по ЕНВД необходимы совместные усилия по разработке и принятию переходных налоговых режимов. Необходимо рассмотреть вопрос о списании задолженности по налогам и страховым взносам, продлении налоговых каникул и отсрочек субъектам из отраслей, восстанавливающихся медленнее других;
 
- Запуск новых государственных программ льготных кредитов для поддержки бизнеса;
 
- Обеспечить снижение административного давления на бизнес, в том числе путем уменьшения количества проверок. Совместно с контролирующими органами проводить активную информационную компанию, развивать практику применения административного наказания в виде Предупреждения.
 
 
Резюме: В условиях падения внешнеторговой выручки, снижения реальных доходов горожан, незначительного участия севастопольских предпринимателей в государственных закупках, высоких процентных ставок на заемные средства, происходит сжатие регионального покупательского спроса и имеются серьезные предпосылки для уменьшения деловой активности или ликвидации бизнеса. Данный вывод подтверждается статистикой по объемам производства и особенно заметен во внешнеэкономической деятельности, строительстве, общественном питании, инвестировании, которые демонстрируют снижение уже не первый год.
 
Три года подряд уменьшается число субъектов малого и среднего бизнеса, общее снижение на 1 января превысило 1300 организаций и предпринимателей.
 
В этой связи считаю необходимым уделить особое внимание поддержке севастопольского бизнеса, направленного на внешнего потребителя, способного через приток средств в экономику региона обеспечить увеличение внутреннего спроса, что послужит драйвером развития других отраслей и города в целом.
 
Сергей Борисов,
налоговый эксперт
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: