#МИР

Что происходит в России в сфере строительного импортозамещения? Реакция рынка

 
 
Что происходит в России в сфере строительного импортозамещения? Реакция рынка
 
Еще в июле текущего в Минстрое РФ подняли вопрос импортозамещения строительных ресурсов и меры поддержки производителей стройресурсов.
 
По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, основными вопросами в отношении импортозамещения строительных ресурсов является зависимость отечественных производителей от зарубежных сырьевых компонентов для их производства и иностранного технологического оборудования.
 
«Сегодня для решения этой задачи прорабатываются совершенно новые подходы работы, по сути, формируется иная модель функционирования производственной отрасли, в том числе и строительных материалов. Важно активно поддерживать и развивать научные разработки и внедрение новых отечественных технологий, оборудования для их производства и формировать отечественную сырьевую компонентную базу», - уточнял Ирек Файзуллин.

 

Для удобного поиска отечественных товаров Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) разработан «Каталог импортозамещения», который позволяет подобрать аналоги строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства на территории Российской Федерации или дружественных государств.

Это площадка, которая сегодня продолжает наполняться, и при необходимости будет меняться в соответствии с потребностями участников строительного рынка. В каталог уже загружены сведения о материалах и оборудовании, применяющихся при строительстве объектов образования, медицины, спорта, инженерной инфраструктуры.

В сентября текущего года заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко рассказал о мерах поддержки отечественных производителей строительных материалов.

«Анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран - это вполне реализуемая задача. И она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет посредством создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов», - говорил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.

По его словам, в нашей стране уже действует механизм ускоренного вывода строительных материалов, изделий и конструкций на рынок за счёт упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования, а также установлена возможность внесения изменений в проектную документацию в целях импортозамещения. Для обеспечения бесперебойной работы отрасли часть более недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. Но было отмечено, что это целесообразно только в перспективе ближайших 2-3 лет – времени, необходимого для замещения импорта посредством создания новых производств.

Другие направления – это локализация производств с учётом возможности использования запатентованных технологий зарубежного изготовителя, а также расширение имеющихся производственных мощностей по строительным ресурсам с незначительной долей импорта и высокими уровнем компетенций у соответствующих организаций.

Было выделено ещё одно направление - проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета путём разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.

Сергей Музыченко отдельно отметил, что по каждому важному строительному ресурсу Минстрой определил уровень зависимости от импорта и меры из обозначенных направлений, которые планируется принять для минимизации этого показателя, чтобы снизить риски для отрасли.
 
При Минстрое России создана межведомственная рабочая группа, которая будет подготавливать рекомендации, подтверждающие соответствие иностранным аналогам характеристик отечественных и ввозимых из дружественных стран строительных материалов и технологий — для их включения в каталог импортозамещения. В частности, на основании рекомендаций рабочей группы могут быть приняты решения о замене импортной продукции без проведения дополнительной экспертизы и внесения изменений в действующие государственные контракты.
 
Председателем межведомственной рабочей группы назначен замглавы Минстроя Сергей Музыченко, его заместителем — президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Также в нее вошли представители Минпромторга, ФАУ ФЦС, Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Национального объединения теплоэнергетического комплекса, застройщиков и производителей строительной продукции.

 

Согласно постановлению, подписанному Михаилом Мишустиным, упрощенный порядок, который позволяет быстрее выводить на рынок новые строительные материалы, изделия и конструкции и нивелировать риск их дефицита из-за внешних ограничений, будет действовать до конца 2023 года.

При использовании упрощенного порядка срок подтверждения пригодности отечественных стройматериалов сокращается с 90 до десяти рабочих дней: это стало возможным благодаря отказу от разделения процедуры на министерскую и подведомственную части и созданию механизма подтверждения пригодности по системе одного окна — «под ключ». Что касается стройматериалов, которые ввозятся в Россию из-за границы, то для подтверждения их характеристик российские органы стройнадзора продолжат учитывать результаты испытаний, проведенных в зарубежных лабораториях.

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время в «Каталоге импортозамещения» размещено более 1700 импортных материалов, оборудования и ресурсов с уже подобранными аналогами отечественного производства или из дружественных стран. Данное пособие очень востребовано среди застройщиков, представителей служб государственного заказа, а также органов госэкспертизы на территории всех субъектов России. Каталог развивается и продолжает расширяться. В него включаются новые позиции, в том числе дорожная строительная техника, потому что там особенно наблюдаются проблемы как с запчастями, так и с самими машинами.
 
Реакция рынка
 
По словам опрошенных «ИНФОРМЕРом» экспертов, в сегменте строительства жилья комфорт-класса многим строительным компаниям удалось на 100% перейти на российских производителей, при этом добиться еще и снижения цен до уровня января-февраля текущего года. Основные сложности, по словам экспертов, долгая и непредсказуемая логистика строительных составляющих и дефицит рабочей силы на строительных площадках.
 
В настоящее время в Крыму, по словам председателя парламентского комитета по строительству, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Валерия Коваленкомогут сдвинуться сроки сдачи некоторых объектов капитального строительства из-за проблем с доставкой стройматериалов.

 

«Сложившаяся ситуация отрицательно может повлиять на сроки завершения строительно-монтажных работ по ряду объектов капитального строительства», – сказал в своем выступлении на заседании президиума Госсовета Крыма Валерий Коваленко.

Стройматериалы не попадают в число приоритетных грузов, которые можно переправить через Керченский пролив на пароме. Это приводит к задержкам доставки уже оплаченных стройматериалов, заявляют в компаниях, которые являются госзаказчиками по некоторым объектам.

«Отмечаются затруднения доставки оплаченных строительных материалов с материковой части РФ на территорию Крыма, обусловленных временными ограничениями движения по Крымскому мосту. Также отмечается отсутствие возможности транспортировки строительных материалов посредством паромной переправы ввиду приоритетности провоза грузов военного, медицинского и продовольственного назначения», – проинформировал Коваленко.

Как рассказывают «ИНФОРМЕРу» российские девелоперы, один из самых больших рисков в случае полного замещения импортного материала или оборудования на отечественный заключается в том, что в доле отечественного материала может присутствовать сырье из-за рубежа, что затрудняет само производство этого материала. В таком случае либо полностью снимается линейка продукции с производства по причине отсутствия зарубежного сырья, либо не выдерживаются сроки изготовления продукции. Решением может стать поиск альтернативного сырья в дружественных странах или разработка собственных месторождений в России. Однако открытие нового месторождения — процесс небыстрый и финансово затратный.
 
В качестве примера специалисты приводятсантехнические изделия из фаянса (раковины, унитазы и так далее), которые производятся в России и в производстве которых используется белая глина — каолин. Каолин добывается в Великобритании (Корнуолл), в Германии (в районе Дрездена), Чехословакии (окрестности Карлови-Вари), США (штат Джорджия), на Украине. Все эти месторождения на сегодняшний момент недоступны для производителей из России, поэтому прорабатывается возможность добычи каолина на Урале и в Казахстане.
 
В случае замещения на импортные материалы и оборудование из дружественных стран риски заключаются также в логистике и в применении материала или оборудования впервые. Решение следующее: успешно идет работа по поиску поставщиков из Турции, Китая, ОАЭ, Индии, стран СНГ. Прорабатываются альтернативные логистические решения, в том числе благодаря параллельному импорту, который был легализован весной. Стоимость такой поставки вырастает до 30-50%, а также может увеличиться срок, но варианты решения есть.
 
Специалисты сходятся во мнении, что опыт каждой строительной компании, успешно справившейся с проблемами и трудностями, связанными с импортозамещением, может пригодиться всему рынку.
 
 
 
 
 
Материалы по теме: