Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
В 2024 году объем онлайн-торговли увеличился в полтора раза, почти до 11 триллионов рублей. При этом защита прав покупателей по-прежнему не до конца урегулирована. Минэкономразвития разработало законопроект о платформенной экономике для создания безопасной цифровой среды на маркетплейсах и правовых условий их развития и работы. Пока документ проходит стадию общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов, депутаты готовят отдельный законопроект о маркетплейсах, передает «Парламентская газета».
В своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года президент отметил, что цифровые платформы позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой. В своем проекте закона о платформенной экономике Минэкономразвития предложил предоставлять доступ к платформе и пользоваться ею на принципах равенства, в том числе равенства технических возможностей, прозрачности.
Запрещена дискриминация, недопустимы ограничения доступа лиц к платформе. Основанием для взаимодействия оператора платформы и партнеров служит договор, в том числе электронный.
«Законопроект устанавливает требования к размещению карточки товара партнером. Так, оператор обязан обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке информации о партнере, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнера разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также информации об исполнении требований по маркировке товаров», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, оператор должен разместить в карточке информацию, что товар подлежит маркировке, если этого требует законодательство. Также оператор указывает в карточке, то он «не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг». Кроме, разумеется, случаев, когда оператор продает товары или услуги от своего имени.
Документ запрещает продавать на платформах товары, изъятые из оборота, а также не прошедшие государственную регистрацию пестициды, агрохимикаты, БАДы.
Хотя законопроект Минэкономразвития предполагает поправки в целый ряд законов, такая конструкция «имеет право на жизнь», считает председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Но депутаты хотели бы видеть отдельный законопроект, посвященный только маркетплейсам.
«Потому что сфера, которую предполагает охватить Минэкономразвития, настолько разнообразна и специфична, что законопроект о платформенной экономике будет носить, на наш взгляд, очень общий характер. И на каком-то этапе возникнет необходимость в большом количестве корректировок, которые будут относиться к отдельным секторам этой очень важной, динамично развивающейся цифровой экономики», — пояснил Гутенев.
По его словам, в Госдуме параллельно готовят изменения в законопроект о маркетплейсах, который был внесен год назад, «но на который пока еще не получен отзыв Правительства».
Для этого депутаты активно работали с крупнейшими игроками — Ozon, Wildberries, Яндекс, — а также с организациями защиты прав потребителей, ассоциацией компаний розничной торговли, крупными федеральными сетями.