#МИР

Закат эпохи маркетплейсов: объем прямых закупок россиянами товаров через интернет-платформы сократится

 
Закат эпохи маркетплейсов: объем прямых закупок россиянами товаров через интернет-платформы сократится
Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
 
По итогам этого года объем прямых закупок россиянами товаров за рубежом через интернет-платформы сократится на 9,6%, до 283 млрд рублей, тогда как в 2023 году вырос на 38,5%, до 313 млрд рублей.
 
Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследовании Data Insight и логистической компании GBS.
 
При этом число заказов в 2024 году может немного вырасти (на 4%) после падения на 22% в 2023 году, но все равно останется на более низком уровне, чем в 2021–2022 годах, считают аналитики.

В «Infoline-Аналитике» прогнозируют более глубокое падение в деньгах — примерно на 20%, до 250 млрд руб., после небольшого роста в 2023 году на 1,6%, до 315 млрд рублей.
 
Как отмечается, основная причина снижения спроса — проблемы с доставкой и платежными системами: покупателям все сложнее оплачивать заказы, сроки платежей увеличиваются до нескольких недель, а большая их часть отклоняется.
 
С 1 апреля в России заказы через зарубежные маркетплейсы облагаются сборами: если их стоимость превышает 200 евро, необходимо заплатить пошлину в 15%, но не менее 2 евро за 1 кг.
 
Сокращается и число онлайн-ритейлеров из недружественных стран, доставляющих товары в Россию: для жителей РФ недоступны заказы из Amazon, iHerb и eBay. 
 
Еще одна причина — стремительное развитие отечественных маркетплейсов, которые могут предложить ассортимент не меньше чем на иностранных платформах и активно реализуют параллельный импорт товаров известных брендов. 
 
В рейтинге крупнейших российских маркетплейсов первое место занимает Wildberries. 47% всех онлайн-продаж совершают именно на этой платформе. В 2023-м оборот компании составил 2,1 трлн рублей, выполнено более 2,9 млрд заказов. 
 
На втором месте — Ozon: доля онлайн-продаж на нем — 34%, оборот в 2023 году превысил 1,3 трлн рублей, число заказов вплотную приблизилось к 1 млрд.
 
Яндекс.Маркет занимает третью строчку рейтинга — на него приходится около 8% всех продаж в рунете. Оборот компании в 2023-м составил 370,6 млрд рублей, было выполнено около 98,7 млн заказов. 
 
В топ-10 рейтинга также — Мегамаркет, DNS, Самокат, Сбермаркет и ВкусВилл. 
 
При этом, рынок маркетплейсов стал заметно меняться: в погоне за уникальностью игроки рынка стали осваивать новые ниши. Например, на Ozon, Wildberries и в Мегамаркете можно купить автомобиль, который привозят прямо на адрес доставки, а на Ozon — еще и квартиру. 
 
Еще один тренд — запуск маркетплейсами своих брендов — Wildberries начал продавать электроинструменты под собственной торговой маркой, Яндекс.Маркет занялся выпуском компьютерной техники, а Ozon продвигает бренды Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home.
 
Некоторые онлайн-площадки, помимо товаров, стремятся продавать и услуги: к примеру, Ozon и Wildberries уже запустили собственные трэвел-платформы, Ozon и Яндекс — финансовые сервисы.
 
Также в ближайшее время площадки собираются предлагать своим клиентам и страховые продукты. 
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: