Великая Отечественная война и севастопольская «Вертолётка»
Источник: архив Ивана Ермакова
Время неумолимо отсчитывает своё движение вперёд, оставляя в прошлом всё происшедшее в истории, фиксируя события нынешние, давая возможность думать о будущем. И забвение прошлого не даёт
Возможности правильного построения будущего. Поэтому надо хранить память о событиях минувшей истории, писать и говорить о них. Таковы реалии нашего миропорядка: кто не помнит своего прошлого, тот не имеет и достойного будущего.
Вскоре наш мир отметит серьёзную историческую веху – 80-летие Победы СССР в Великой Отечественной войне. Надо сказать откровенно, что тех, кто ковал эту Великую Победу, в живых остались единицы. Да и тех, кто хоть каким-то образом принял участие в тех суровых событиях – десятки. А ведь ещё в 90-е годы прошлого столетия в Севастополе жили и здравствовали целых 19 Героев Советского Союза. Слава им, достойным сынам и дочерям Родины, ковавшим Победу!
Хочу, как руководитель нашего города в то время, поведать об одном из коллективов, принимавшем непосредственное участие во Второй обороне Севастополя.
Это 36-е и 45-е авиационные мастерские, как единая организация, но базирующиеся первая в Круглой, вторая на Северной, после – 770 АРЗ или в/ч 63994, а в народе «Вертолётка», а ныне известное как Севастопольское авиационное предприятие (САП), по праву занесённые в список воинских частей, участвовавших в обороне Севастополя в 1941-1942 годы. В первые дни войны мастерские были развёрнуты по штатам военного времени, увеличилось число военнослужащих.
Решением командования в мастерских было организовано изготовление миномётов, установок для реактивных снарядов, гранат, автоматов ППШ, но основной задачей было восстановление боевых самолётов.
С приближение немецких войск к передовому оборонительному рубежу было принято решение об эвакуации 36-х Окружных авиационных мастерских (ОАМ) в город Поти, где уже базировались основные силы авиации Черноморского флота.
Эвакуацию осуществили на крейсере «Коминтерн». Но всё равно, в бухте Круглой (б. Омега) была оставлена достаточно весомая группа специалистов для обеспечения авиации Севастопольского оборонительного района. Филиал 36-х ОАМ в Круглой бухте осуществлял свою деятельность практически до последнего дня героической обороны города. В условиях осады города значение труда авиаремонтников трудно даже оценивать.
Каждый восстановленный самолёт был огромным подарком фронту, как и городу. На аэродромах постоянно находились десятки повреждённых самолётов. В короткие сроки, работая без сна и отдыха, из разрозненных запасных частей, восстанавливали самолёты и вводили их в боевой строй.
Но не только самолёты выходили из строя, погибали люди... 24 апреля 1942 года, в авиамастерские прибыли командующий авиацией ЧФ генерал-майор Николай Остряков и заместитель начальника авиации ВМФ СССР генерал-майор Фёдор Коробков, для определения возможностей базы по вводу в строй столь необходимой фронту авиатехники. В это время, по наводке вражеской агентуры, на базу налетели «юнкерсы» и нанесли бомбовый удар.
Ангар, в котором находились люди, не успевшие уйти в укрытие, рухнул. Спастись никому не удалось. Погибло более сорока человек военнослужащих и вольнонаёмных личного состава ОАМ, в том числе два генерала морской авиации. Генералов похоронили вечером следующего дня на кладбище Коммунаров. Остальные были похоронены в Братской могиле на улице Лётчиков, ныне – проспект Октябрьской Революции. 9 мая 1995 года, в день 50-летия Великой Победы, памятник на Братской могиле был обновлён по проекту Кузьминского и Гладкова.
На территории завода в память о погибших лётчиках и заводчанах, на месте гибели, воздвигнут памятник от благодарных заводчан, с выбитыми ФИО всех погибших. Вот их имена: Остряков Н.А., Коробков Ф.Г., Барашко Г.А., Бегляров Р.Н., Белоусов В.С., Бергольц М.Б., Бережной И.И., Бондаренко В.М., Булыгин Н.Х., Габрильчак В.С., Денисенко Н.К., Друзяк К.Г., Ещенко И.И., Жуков Н.И., Кацыка В.Ф., Кащеев А.А., Кизим У.Н., Козлов С.А., Конина Ф.С., Кономатский Л.Я., Кононов Д.Г., Константинов А.П., Костырка С.Д., Конюшенко Я.А., Мангупли А.И., Мирошников Б.Д., Морозов Ф.И., Петрак В.И., Пищерский А.Н., Рогалёва М.Л., Сизова М.К., Статив У.Г., Скыгуль А.И., Слюсарев Г.Г., Тимофеев В.А., Халюзев И.А., Халаджиев С.Д., Чернышев А.А., Чиж Д.К., Щербакова Е.А. Слава им и вечная память!
Личный состав 36-х ОАМ до последнего дня обороны Севастополя исполнял свой долг уже, практически, на передовой.
Последние авиаремонтники были эвакуированы катерами или отошли на мыс Херсонес, где вместе с другими защитниками города разделили их судьбу. Но основной же состав авиамастерских продолжал восстанавливать самолёты на новом месте – в Поти.
За 20 месяцев эвакуации 36-ми ОАМ для фронта было отремонтировано: 263 самолёта, более 500 двигателей, 364 пулемёта, 152 радиостанции, изготовлено 6200 авиабомб.
За трудовой подвиг многие работники были награждены орденами и медалями: Николай Овчаренко и Михаил Воскресенский – орденом Красной Звезды, Кисленко удостоен ордена Трудового Красного Знамени, Пётр Волобуев, Фёдор Потапов и большая группа военнослужащих – медалью «За боевые заслуги». Всю войну прошёл, являясь одним из руководителей мастерских, а потом – и командиром базы, офицер Книтер Григорий Захарович. Его дети Светлана и Юрий трудились на этом прославленном предприятии, а с дочерью
Татьяной мы учились в одной группе СПИ.
Нельзя не отметить севастопольцев, прошедших всю войну в составе авиамастерских: Ткаченко Мария Степановна, Шеин Виктор Иванович, Шеина Евдокия Стефановна, Кумыш Марк Яковлевич, Жуков Фёдор Михайлович, Козаков Александр Захарович, Смекалкин Александр Николаевич, Сиволапов Алексей Пантелеевич, Глушко Анастасия Ильинична.
Ещё не отгремели залпы Великой Отечественной войны, а работники мастерских приступили к новому этапу – возрождению предприятия. За период немецкой оккупации практически все помещения были взорваны, оборудование вывезено или уничтожено. Территория представляла свалку разбитой немецкой техники.
Прибывшие из эвакуации эшелоны с оборудованием и личным составом авиамастерских, размещали под открытым небом. Много усилий и напряжённого труда понадобилось, чтобы расчистить площадки и запустить первые необходимые объекты жизнеобеспечения.
Восстановление шло силами личного состава с помощью УНР-42 и пленных румын. Трудились по 10-12 часов в сутки, практически без выходных. Постепенно восстановили жилой фонд, часть производственных зданий и начали плановый ремонт самолётов. В 1948 году ОАМ были преобразованы в 336-ю авиационную ремонтную
базу Черноморского флота. Личный состав насчитывал около 200 военнослужащих срочной службы, матросов и сержантов, 40 сверхсрочнослужащих и столько же офицеров, составлявших костяк мастерских и вольнонаёмные.
По тем послевоенным временам территория ремонтной базы в бухте Омега находилась далеко за городом. Основным транспортом сообщения являлись грузовые автомобили, да два раза в день проходил транзитом в посёлок «Камышовая бухта» старенький автобус.
В конце 1959-го года военнослужащие срочной службы и сверхсрочники были выведены из штата АРБ, а офицерский состав значительно сокращён. А база из бюджетной была переведена на полный хозяйственный расчёт с последующим преобразованием в 770-й авиаремонтный завод авиации (АРЗ) ВМФ Министерства обороны СССР с открытым наименованием в/ч 63994. Это было как новое рождение Севастопольского АРЗ.
В 1964 году заводу была поставлена задача освоить ремонт вертолётов Ми-4, и с Качинского вертолётного полка подполковником Мдивани был перегнан на завод первый вертолёт. Начался процесс освоения капитального ремонта вертолётов и первый прошедший ремонт вертолёт Ми-4 27 апреля 1965 года был поднят в воздух подполковником А.П. Смоленовым и на нём был выполнен весь объём лётных испытаний. Этот день можно считать Днём рождения севастопольской «Вертолётки».
Получившее статус завода, в период поступления в Вооруженные силы большого количества вертолётной техники новых моделей, предприятие начало интенсивно развиваться: как в техническом плане, так и прирастая личным составом, причем, высококвалифицированными специалистами. Завод освоил капремонт корабельных вертолётов Ка-25, а также вертолётов базового базирования Ми-14 разного предназначения, радиолокационных систем посадки летательных аппаратов и систем связи, модернизацию и дооборудование всех типов вертолётов, плюс, изготовление другого оборудования для боевых частей морской авиации СССР.
Когда я прибыл на завод для прохождения службы из полка, там трудилось около 400 человек. А когда уходил (так как был избран председателем Севастопольского городского Совета и его исполкома), личный состав, вместе с приписным, насчитывал более трёх с половиной тысяч человек.
Завод, кроме обеспечения боеготовности боевых полков ВС СССР, выполнял ремонт и модернизацию вертолётов для многих зарубежных государств. И для этих задач существовавших мощностей было явно недостаточно.
Тогда, в конце 80-х годов, было принято Постановление ЦК КПСС и Правительства СССР о развитии завода с доведением численности работающих до 15 тысяч человек. Но, увы, СССР уже уходил в небытие, и это решение так и осталось на бумаге…
За выполнение задач командования многие работники завода в те годы «холодной войны» были удостоены высоких государственных наград, Так, орденом Трудового Красного Знамени были награждены: Ткаченко В.Д., Данилова Р.В., Нефедёнок В.Н., Малышев В.М., Цуканов М.Д.; орденом «Знак Почёта»: Харченко Н.Т., Полухов В.А., Сорокин В.Е., Фролов Б.Г.; орденом «За трудовую доблесть» Анисенков А.А.; орденом «Трудовой Славы III степени» – Титаренко В.С.
На заводе серьёзное внимание уделялось патриотическому направлению и уважительному отношению к ветеранам, участникам Великой Отечественной и трудового фронта. На конец 1980-х – начало 1990-х годов заводское ветеранское братство насчитывало около 300 человек. В коллективе трудились два Героя Советского Союза – Николай Кисляк и Григорий Лишаков, участник Парада Победы – Николай Велигин, участник штурма Берлина – Михаил Шадрин, 10-ти летний партизан, сбивший с земли фашистский самолёт и награждённый за это медалью «За отвагу», и много непосредственных участников боевых действий.
День Победы, 9 мая, был самым чтимым для всего большого заводского коллектива, днём памяти защитников нашего Отечества. На площади у памятника проходил митинг-реквием, а потом тысячная колонна военнослужащих и тружеников, под музыку оркестра шли к месту захоронения погибших заводчан. Там возлагались цветы и венки к Братской могиле, отдавая дань уважения людям, отдавшим жизни свои за страну свою – СССР. Должен отметить, что колонна была во всю ширину проспекта Октябрьской революции, а длиной – от заводской проходной до памятника.
Потом после официальной части для ветеранов организовывался праздничный обед, где руководство чествовало ветеранов, вручало подарки, премии и прочие поощрения. А сами ветераны вспоминали боевых товарищей, дела военного времени и трудовых будней. С гордостью вспоминаю то время, и констатирую, что это были достойные мероприятия, и говорю слова благодарности тем людям, которые организовывали эти по-настоящему патриотические мероприятия.
Хочу сказать особые слова признательности ветерану завода, бывшему председателем профсоюзного комитета длительный период – Зелёнкину Александру Фёдоровичу. За то внимание и уважение к памяти погибших, и за поддержку живых ветеранов. Он и сейчас, сам, ставший ветераном, организовывает встречи памяти о тех, кто ушёл в мир иной, и чествования живущих. К большому сожалению, нет уже той мощной боевой и трудовой единицы, каким был 770-й АРЗ или в/ч 63994, нет на предприятии ни митингов памяти, ни шествий, ни торжественных обедов в честь славной Победы над фашистами...
Но должен отметить, что есть ещё люди, помнящие о славных делах, об истории и людях «Вертолётки». Так, директор школы № 22 Ирина Валентиновна Климова, дочь Валентина Алексеевича Моторного, прошедшего путь от матроса срочника послевоенной базы до заместителя генерального директора САП, а ныне получила от директора предприятия Михаила Викторовича Москаленко атрибуты заводского музея. Теперь без сомнения в школе № 22 будет полноценный музей боевой и трудовой славы ВВС Черноморского флота и «Вертолётки».
Ветераны, школьники, родители ожидают его открытия в сентябре этого года. Успеха школе в воспитании достойных граждан России и родного Севастополя!
Конечно, мне, отдавшему много сил и весомый отрезок жизни становлению и развитию завода, жаль, что сегодня его практически нет. Таким как раньше, активной единицей обороноспособности нашей державы, он остался только в истории и памяти людской. Но всё-таки не гаснет надежда, что он возродится из небытия и воскреснет как птица-Феникс. Первый шаг уже сделан. Премьер-министр РФ Михаил Владимирович Мишустин подписал постановление о восстановлении его как самостоятельного авиационного предприятия. Надеюсь, что в ближайшем будущем завод станет базовым предприятием юга России по производству и эксплуатации гидросамолётов на воздушной подушке, как для военных, так и гражданских целей. Важный и нужный проект в нынешнее время.
Слава Великой Победе и людям, ковавшим её в годы Великой Отечественной войны! Вперёд и выше нынешнее поколение – к победе в СВО! Славься Россия и её южный форпост Севастополь!
Экс-командир «Вертолётки»,
полковник морской авиации,
Член Союза журналистов России,
Иван Ермаков