В Заксобрании Севастополя произвели на свет закон о молодёжной политике. Тема важная, а вот исполнение на «троечку»
К примеру, представитель движения «Мы вместе – Севастополь» предложила отдельно закрепить в законе города термин «молодой специалист», поскольку это особенно важно при устройстве на работу.
Однако это пожелание не было учтено Немцевым и Глотовой, которые вообще некоторые термины федерального закона спрятали за расплывчатой формулировкой: «Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации»».
Это что же, молодые специалисты, отстаивая свои права, каждый раз должны ссылаться на федеральный закон? Зачем тогда региональный?
В Москве работа над новым законом о молодёжной политике началась сразу после принятия федерального в первом чтении – в ноябре 2020 года. Проводились «круглые столы» с участием руководителей профильных департаментов, Мосгордумы, прокуратуры, молодёжных объединений, Общественной палаты.
По итогам обсуждений было принято решение о создании рабочей группы по разработке столичного закона, которая направит в органы исполнительной власти, в молодёжные организации предложение сформулировать свои замечания, инициативы.
В Заксобрании Севастополя ограничились встречей с представителями молодёжных организаций и то, судя по количеству присутствующих, далеко не всех.
Но что самое главное при работе над законом в Москве: разработчики определились с идеологией закона, отраженной в лозунге: «Москва – лучший город для самореализации молодёжи!».
По мнению москвичей, закон должен охватывать все векторы молодёжной политики, планировалось отдельно прописать поддержку молодёжных НКО, как важной составляющей работы по вовлечению молодёжи в соуправление городом, учитывать отраслевой подход, обеспечить молодёжи широкое окно возможностей, помогать тем, кто в силу разных обстоятельств не может обходиться без помощи государства.
Какая идеология определена в севастопольском законопроекте, учитывающем специфику нашего города? Да никакая!
Какие же целевые установки у местных разработчиков?
Обратим внимание на п.5 – «популяризация здорового образа жизни». А почему не создание условий для здорового образа жизни?
В п.1 обозначено «гражданское становление, физическое развитие, патриотическое воспитание молодых граждан». А нравственные, духовные ценности для севастопольской молодёжи не важны, по мнению Немцева и Глотовой? Или защита прав, законных интересов молодёжи?
Вот как формулирует цели молодёжной политики федеральный закон.
Неужели трудно было своими словами, учитывая специфику региона, заложить эти определяющие цели в местный закон?
Выпали из регионального закона и такие важнейшие статьи, как «принципы молодёжной политики», «основные направления реализации молодёжной политики». А могли бы разработчики внести их хотя бы частично, раз уж взялись списывать с федерального закона.
К примеру, закрепить своими словами в региональном законе следующие принципы:
- сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
- комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
- открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
- приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
- обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.
Это, на самом деле, очень важно для реализации молодёжной политики.
Безусловно, не мешало бы конкретизировать в региональном законе основные направления реализации молодёжной политики в Севастополе, без чего сложно разрабатывать соответствующие государственные программы. В федеральном законе указано 21 направление.
Думается, важно было бы закрепить такие конкретные направления, как:
- воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
- предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;
- поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- поддержка инициатив молодежи;
- содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;
- организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
- предоставление социальных услуг молодежи;
- выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
- развитие института наставничества;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
- поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи.
Если подумать, то в севастопольских реалиях можно создать, закрепить законодательно и другие направления для поддержки молодёжи в рамках федерального закона. Ну, это, если подумать…
В законопроекте присутствуют некоторые повторы. К примеру, в полномочия уполномоченного органа в сфере молодежной политики входят, в том числе: «разработка и реализация государственных программ города Севастополя в сфере молодежной политики», «организация взаимодействия между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики», «осуществление мониторинга реализации молодежной политики».
С удивлением обнаружили, что статья «механизм реализации молодежной политики» включает в себя то же самое.
Заметим, что механизм реализации предполагает ответ на вопрос: как, каким образом претворить в жизнь ту или иную поставленную цель. Если авторы документа не могут предложить ничего конкретного, то зачем огород городить?
Возможно, если бы на обсуждение законопроекта разработчиками был приглашен глава Департамента труда и социальной защиты Станислав Борисенко, то опытный управленец мог бы предложить использовать в качестве одного из механизмов реализации молодёжной политики создание в его структуре отдельного подразделения - центра занятости молодёжи, как это сделано в Москве на опережение федерального закона. А так… Проще исключить статью, содержащую повторы, из проекта закона.
В целом, возникает впечатление, что какой-то неудачный тандем образовался в лице Немцева и Глотовой. Закон о тишине они сработали тяп-ляп. И вот опять… Хотелось бы надеяться, что в депутатском корпусе найдутся более грамотные депутаты, которые внесут необходимые поправки в столь важный документ. Хотя надежда эта очень слабая...