«Тут - пусто, а там - густо». Нужна ли Севастополю новая торговая недвижимость?
Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
Аналитики IDEM-консалтинг изучили рынок торговой недвижимости Крыма и Севастополя. Уровень обеспеченности качественной торговой недвижимостью в границах Симферополя, где проживает 355 человек – высокий и составляет 408 кв. м/ 1000 чел. Севастополь же напротив, где население – 561 человек, имея 6 качественных ТЦ, обладает крайне низким уровнем обеспеченности – 193 кв. м/ 1000 чел.
Малое количество федеральных сетей на рынке – одна из причин низкой обеспеченности. Ограниченный ассортимент товаров тормозит развитие рынка и строительство новых ТЦ.
Аналитики IDEM-консалтинг полагают, что в регионе сохраняется высокая перспектива для строительства ТЦ или МФК окружного, регионального и супер-регионального масштаба.
Источник: Аналитика недвижимости/ТГ
Что на самом деле ощущают жители Севастополя, посещая магазины, торговые центры и рынки? Небольшой опрос показал, что в большей степени жителей города пугают цены на продукты питания, которые растут с каждым днём. Что может измениться, если появится ещё несколько торговых центров в разных районах города? Жители опасаются, что строительство новых объектов приведёт к перетоку покупателей из одних торговых сетей в другие. Учитывая, что на этом рынке царит жёсткая конкуренция, заманить покупателя можно только более низкими ценами и разными акциями, которые так или иначе оказывают своё воздействие на население.
В качестве триггера выступают такие психологические крючки, на которые цепляют клиентов: жадность, уникальность, авторитет, сравнение, участие, моментальная выгода, дедлайн (страх упустить шанс).
Как показала практика, акции помогают увеличивать продажи и удерживать клиентов, но, когда эйфория проходит, покупатели снова возвращаются в привычные для них торговые объекты, где во время покупки можно перекинуться парой-тройкой слов со знакомым продавцом.
Такова реальность. А также жители микрорайонов протестуют против строительство новых торговых центров, если это происходит в непосредственной близости от их домов.
Например, на проспекте Генерала Острякова (Ленинский район) предполагается строительство двух торговых центров. Часть жителей выступают категорически против, по их мнению, ненужной, уплотнительной застройки. Стоит отметить, что инвестор получил согласование новых объектов от городского Правительства. В свою очередь, севастопольцы собрали более 200 подписей под обращением к губернатору.
В начале декабря прошлого года в истории со строительством сразу двух торговых центров на проспекте Генерала Севастополя должна была быть поставлена точка. Архитектурно-художественный совет утвердил четвёртый, доработанный проект зданий. Однако часть местных жителей продолжает стоять на своём – им не нужна под боком точечная, уплотнительная застройка.
Местное телевидение неоднократно освещало этот конфликт. Житель дома на проспекте Генерала Острякова так охарактеризовал торговую структуру района журналистам НТС: «Будет строительство торговых центров, которых у нас уже… Вы видите, здесь «Пуд», тут же у нас на пр. Генерала Острякова, 1, есть «Еда Вода», ул. Олега Кошевого, 4, «Лидер». Дальше через дорогу на Кошевого тоже «Еда Вода». Зачем нам эти торговые центры? Тут парк надо сделать, сквер, чтобы люди отдыхали».
Казалось бы, кому надо объяснять прописные истины – чиновникам, застройщику, предпринимателю, который будет впоследствии вести там бизнес, если итак всё ясно? Если люди против, то стоит к ним прислушиваться, ведь в действительности проспект Генерала Острякова нуждается в озеленении и парковой зоне, которой здесь катастрофически не хватает. Однако бизнес прежде всего…
А вот жители бухты Казачья, где идёт интенсивное строительство жилья и социальной инфраструктуры, хотели бы видеть у себя на районе хороший торговый центр с продуктами питания, где цены контролируются правительством Севастополя на основании Меморандума, заключённого с некоторыми торговыми сетями.
Товары с синим ценником по социальной цене. Источник: департамент сельского хозяйства Севастополя/ТГ
В категорию социально значимых входят 23 наименований товаров. Среди них — мясная продукция, вареная колбаса, масло подсолнечное, молочные продукты, яйцо куриное, сахар – песок, мука пшеничная, хлеб, крупы, макароны, плодоовощная продукция. На эти товары установлена нулевая либо минимальная торговая надбавка.
Напомним, соглашения о минимальной торговой наценке заключены с восемью региональными торговыми сетями. Это «Яблоко», «Фреш», «ПУД», «7М Безцен», «5М Гурман», «4М», «Лидер», «Дикий Мёд», всего это 103 магазина. Однако пока жители бухты Казачья активно пользуются небольшими магазинами у дома, а так же ярмаркой, расположенной на пустыре, и ларьками, которые стоят вплотную к проезжей части. О цивилизованной торговле в данном микрорайоне и речи не идёт. Плюс летом появляются многочисленные развалы с арбузами и овощами, законность которых вызывает сомнение.
Данная локация приведена в качестве сравнения с Ленинским районом, где много хороших магазинов, но будет ещё больше, если построят два торговых центра.
Стоит отметить, что мнений много, и как говорят в таких случаях, «на каждый роток не накинешь платок», будут и недовольные, а также равнодушные, но решение надо принимать органам власти.
На данном этапе департамент сельского хозяйства и потребрынка Севастополя не заявляет о дефиците торговых точек и активно помогает легализоваться всем, кто ведёт торговлю на территории Севастополя законным способом, а также борется с несанкционированной торговлей.
Борьба с незаконной торговлей. Источник: департамент сельского хозяйства Севастополя/ТГ
На протяжении 2024 года на территории города осуществлен демонтаж 880 незаконных НТО и составлено 659 протоколов об административных правонарушениях по ст. 11.1 Закона Севастополя № 130-ЗС.
Безусловно, работа по упорядочению торговли ведётся, это видно невооружённым глазом, однако до победы на этом участке работы ещё далеко.
Учитывая, что город растёт и развивается, перспектива строительства новых современных торговых центров сохраняется. Однако делать это надо адресно, учитывая специфику жизненного пространства людей, с мнением которых необходимо считаться. А также департамент сельского хозяйства и потребрынка Севастополя в своём отчёте перед депутатами о проделанной работе за 2024 год, просто обязан сделать структурный анализ наличия торговых сетей по районам города и обосновать целесообразность строительства новых ТЦ, с учётом количества местных жителей и его предполагаемого увеличения, согласно Генплану.
Иначе рынок будет создавать уродливые формы торговых объектов по принципу: «тут - пусто, а там - густо».
Материалы по теме:
Коммерческая недвижимость в русле 2025 года: аренда или продажа?
«В Крыму продам – в Европе куплю». Почему бизнес на полуострове избавляется от своего имущества?
Илья Пестерников: «Обновленный дизайн НТО в Севастополе играет важную роль в привлечении клиентов»