#МИР

Трансформация российского образования: традиционная система или вновь эксперименты?

 

Трансформация российского образования: традиционная система или вновь эксперименты?

Фото: архив "ИНФОРМЕРа"

В России с 2025 года не будет понятия «бакалавр». Об этом сообщил кандидат министр науки и высшего образования Валерий Фальков на пленарном заседании Госдумы.

«В нашей системе высшего образования, которая будет с 2025 года, не будет понятия «бакалавр». У нас будут высшее образование и специализированное высшее образование. По целому ряду специальностей невозможно подготовить квалифицированного специалиста за четырехлетний срок, надо переходить на 5–5,5 лет. Особенно это касается инженеров и педагогов. Для обучающихся на врачей ситуация в вопросе сроков обучения в целом не поменяется», — сказал он.

Для обучающихся на врачей ситуация в вопросе сроков обучения в целом не поменяется.

Болонский процесс начался с декларации, подписанной в июне 1999 года министрами 29 стран. Он предполагает двухступенчатую систему высшего образования с разделением на бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года).

В России также есть программы специалитета (не менее пяти лет) и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура — три-пять лет, ординатура — не более трех лет, ассистентура-стажировка — два года). До этого система образования в стране включала специалитет, который требовал обучения на протяжении 5–6 лет.

Сейчас в программе участвуют 49 государств. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу.

В конце мая глава Минобрнауки Валерий Фальков сказал о намерении России отказаться от Болонской системы (предусматривает четыре года бакалавриата и два года магистратуры вместо пятилетнего специалитета, а также возможность студентам одного вуза продолжить обучение в другом, в том числе за рубежом).

Еще в феврале 2023 года президент Владимир Путин предложил вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах.

«Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные программы по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда», — сказал он в ходе послания Федеральному собранию.

Если потребуется дополнительная подготовка, образование можно будет продолжить в магистратуре или ординатуре. Кроме того, отдельным уровнем образования должна стать аспирантура, где готовят преподавателей и ученых.

12 мая 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России в 2023-2026 учебных годах в МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете (БФУ) им. Иммануила Канта и Томском государственном университете (ТГУ). Согласно документу, в новой системе устанавливается базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное - аспирантура.

Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Сроки обучения на разных уровнях составляют: в базовом высшем - от 4 до 6 лет, в магистратуре - от 1 до 3 лет.

Фальков также отметил, что для некоторых специальностей четырехлетнего образования недостаточно - им нужно учиться 5 - 5,5 лет. Это касается инженеров, педагогов и врачей. Последние при этом уже учатся только по программам специалитета от пяти лет.

В мае текущего года вице-премьер Дмитрий Чернышенко отмечал, что в России с 2026 года планируется полномасштабное внедрение новой системы высшего образования в более чем тысячи вузов.

По его словам, разработано 180 новых образовательных программ, на которые в прошлом учебном году принято более 4 тысяч студентов. С 2026 года планируется ее полномасштабное внедрение в более чем тысячи вузах страны.

Он уточнил, что власти обеспечивают высокую динамику роста бюджетных мест с акцентом на региональные вузы. В частности, на следующий учебный год их количество увеличилось до 620,5 тысячи, из которых 28,5 тысячи досталось новым российским регионам.

При этом основными направлениями обучения будут инженерные кадры, медики и кадры для системы образования.

Российские власти также продолжат пересмотр структуры приема в вузы для наращивания объема контрольных цифр по тем специальностям и направлениям, которые требуются для реализации национальных проектов, обеспечения технологического лидерства, а также для снабжения кадрами социальной сферы.

 

 

Источник Информер

 
 
 
Материалы по теме: