#МИР

Тёмная сторона «Чёрной пятницы»

 

Тёмная сторона «Чёрной пятницы»

26 ноября в России пройдёт «Чёрная пятница». История дня самых больших скидок и распродаж началась в США ещё в XIX веке. Согласно одной из версий «Чёрная пятница» появилась из-за Дня благодарения.


После четвёртого четверга ноября, в который отмечался праздник, продажи резко росли, люди готовились к Рождеству. Так, последняя пятница месяца стала прибыльной. А вот цветом день распродаж обязан учётным книгам, в которых чёрным отмечался внушительный доход.

С 2013 года к красным ценникам в последнюю пятницу ноября тянутся и россияне. Современные покупатели называют этот день самым выгодным в году, но как мы помним, казино всегда остаётся в выигрыше.
 
По словам финансового аналитика Елизаветы Аксёновой, красный ценник – уловка для покупателя.
 
«Начнём с того, что цена в магазине указана в виде неровной суммы, например, 1999. Вычесть из неё процент выгоды сразу – непросто, да ещё и ленивый мозг обращает внимание на то, что визуально цена меньше двух тысяч. Доказано, что цифры 1,3,5,7,9 привлекательнее остальных, поэтому маркетологи ловко манипулируют нашим сознанием.
 

Недоверие к красным ценникам вызывает и безответственность продавцов, которые клеят новые этикетки поверх старых. Часто внимательные покупатели, которые увидели, что «выгодная» покупка неделю назад стоила дешевле, ограничиваются скандалом на кассе, но такая находка – повод обратиться в Роспотребнадзор», - уточняет Елизавета Аксёнова.

Похожего мнения придерживается клинический психолог и гештальт-терапевт Марина Костина. По словам специалиста, красный ценник срабатывает как источник удовольствия. Покупатель считает себя хитрым и умным, ведь сумел сэкономить. Погоня за выгодными покупками может перерасти в ониоманию или шопоголизм.
 
«Чаще всего этой зависимости подвержены женщины. Причин тому много, от преобладания дамских товаров и магазинов, до культурных паттернов. С детства девочкам прививают необходимость быть «ухоженной», учат вести быт, поэтому во взрослом возрасте они становятся активным потребителем товаров и услуг. Если вы всегда приобретаете больше, чем запланировали, утешаете себя шопингом или оправдываете лишние траты борьбой со стрессом, то это – тревожный звоночек. Иногда, покупками люди заполняют душевную пустоту», - уточнила психолог.
 
В такой ситуации оказалась Анастасия Роберг, которая на протяжении восьми лет страдала шопоголизмом. Девушка вспоминает, поначалу покупки приносили чувство удовлетворения, но вскоре стали влиять на настроение и психику.
 
«Всё началось, когда я устроилась на хорошую работу. Высокая зарплата позволяла покупать всё что хотелось, не глядя на цены, и это чувство питало меня. Я проводила в торговых центрах минимум пять дней в неделю, увозила домой десятки пакетов с ненужными вещами, декором, едой. Ситуация обострилась после переезда в Финляндию, где скидки и распродажи проходят каждый месяц.
 

Я считала, что покупка двух вещей по цене одной – это выгодно, ведь на кассу отправлялись товары, которые использовались каждый день, а потом стала залезать в долги. За несколько месяцев я приобрела двухгодичный запас таблеток для посудомойки, а в шкафу пылилось больше 35 сумок. Страшно вспоминать, но тогда на ненужные покупки уходило больше 100 тысяч рублей. Я тратила накопления всей семьи», - рассказывает Анастасия Роберг.

По словам девушки, шопоголизм распространялся не только на одежду, но и еду. Питалась Анастасия исключительно в кафе и ресторанах. Девушка приобретала еду не из-за голода, а ради совершения покупки. Точки над i расставил режим самоизоляции, когда без торговых центров и ресторанов Анастасия испытывала ломку. Чувство пустоты прогонял онлайн шопинг.
«Я покупала всё, что видела: резинки для волос, ненужную косметику и марафоны, которыми не пользовалась, но легче не становилось. Казалось, без магазинов моя жизнь стала никчёмной. Тогда появились первые мысли о шопоголизме.
 

Признать зависимость сложно, никто не хочет показаться слабым, но это было неизбежно. После терапии я избавилась от шести чемоданов вещей, каждый из которых весил 23 килограмма, и много плакала, ведь за те деньги, что потратила впустую, можно было купить несколько квартир в Москве. Сейчас я ничего не хочу покупать и хожу в магазин только со списком, к скидкам отношусь рационально», - говорит Анастасия Роберг.

Однако, у медали две стороны и скидки могут быть полезными. По словам Елизаветы Аксёновой, сезонные акции выгодны как продавцу, так и покупателю.
 
«Например, летом в магазинах продаются мангалы, рядом – жидкость для розжига и уголь. Товары будут пользоваться спросом, поэтому для них делают акции. Покупателя порадует цена, продавца – быстрый и массовый сбыт товара. Летом, чтобы не терять деньги на аренду складов, компании распродают зимние остатки. Такая покупка будет неактуальной, но выгодной. Иногда, ради привлечения клиентов, продавцы снижают цены и на новую коллекцию», - уточнила Елизавета Аксёнова.
 
Интересно, что скидками компаний иногда пользуются и сами сотрудники. Татьяна Борисова уже несколько лет работает в магазине цифровой и бытовой техники. По словам девушки, цены на акционный товар ниже, чем закупочные.
 
«Ассортимент и размер скидки Чёрной пятницы зависит от вендора (поставщика). Он даёт право на снижение цен и в дальнейшем возмещает разницу продавцу. Бытует мнение, что на распродажу попадают испорченные товары, но на самом деле, такие экземпляры оцениваются по другой системе и стоимость назначает продавец. Тем, кто хочет сэкономить, советую акцию «Гарантия лучшей цены»», - говорит Татьяна Борисова.
 

Трактовка термина «Чёрная пятница» связана с идиомой «in the black» и трактуется как «положительный баланс» для продавца. Но покупатель, который составляет список покупок, планирует бюджет, учится на чужих ошибках и подходит к шопингу осознанно, всегда остаётся в плюсе.

 

Источник Информер

 
 
 
Материалы по теме: