Источник фото: Александр Гофман
Много дебатов в городе славы российской Севастополе шло и продолжает идти по возрождению предприятий оборонки. Больше всего споров и предположений вызывает судьба наиболее известных и весомых заводов — это морского завода имени Серго Ордженикидзе и Севастопольского авиационного предприятия (САП) (в народе«Вертолётка»).
В данном случае речь идёт о судьбе старейшего севастопольского военного завода, прославившего себя во вторую оборону и увековеченного на стене воинских формирований, защищавших Севастополь. В советское время он специализировался в основном на ремонте, модернизации и техобслуживании противолодочных, корабельных и ударных вертолётов для ВС СССР и дружественных стран.
За год на заводе получали новую жизнь около 70-ти боевых единиц. Руководство, номерным военным заводом с открытым наименованием войсковая часть, было из военнослужащих, а рабочие и служащие гражданские. Командир его полковник морской авиации Иван Ермаков в 90-е годы прошлого столетия был избран на руководство властью Города-Героя, а это большое доверие в то кризисное время.
Иван Ермаков
К слову, его даже в украинский период, когда он был передан в собственность Украине, он продолжал функционировать, правда, несколько в усечённом виде. Тем не менее, был сохранён и благополучно перешёл вместе с Севастополем в Россию.
А дальше пошло поехало. Городу он оказался как бы и не нужен, «Вертолётам России» тоже и передали САП московской фирме «Авиакомплект» просто как площадку, лишив его статуса завод. Обещанные инвестиции и развитие площадки оказались фейком. Видимо, цели были совсем иными на данную территория, лакомый ведь прибрежный кусок землицы, не правда ли? Надо отметить, что золотые кадры специалистов потерны, оборудование тоже.
Всё же надежда теплилась, что найдётся государственный человек, который поймёт, что нельзя в почти военное время уничтожать предприятия, так необходимые для восстановления авиационной техники и её ресурса.
И наконец, слава Господу, как гром среди ясного неба, вышло распоряжение Правительств Российской Федерации за подписью его Председателя Мишустина Михаила Владимировича от 02 мая 2024 года № 1073 – р г. Москва:
«1. Реорганизовать федеральное государственное унитарное предприятие «Авиакомплект» г. Москва в форме выделения из него федерального государственного унитарного предприятия «Севастопольское авиационное предприятие».
2. Определить, что: функции и полномочия учредителя предприятия осуществляет Минпромторг России; основной целью деятельности предприятия является проведение ремонта и технического обслуживания авиационной техники; основным видом деятельности предприятия является ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические.
3. Росимуществу и Минпромторгу России осуществить в 6-месячный срок проведение мероприятий, связанных с предусмотренной пунктом 1 настоящего распоряжения реорганизаций».
Хороший и обнадёживающий документ. Теперь осталось дело за малым, организовать его позитивную реализацию. Провести модернизацию и реконструкцию САП, подготовить необходимое количество специалистов и наладить процесс выпуска отремонтированных летательных аппаратов.
Думается, что необходимо для этих целей привлечь людей с достаточным умением и организаторскими способностями. Скажем, такого опытного специалиста и руководителя как Ермаков Иван Федосовича, возможно, в роли советника или консультанта.
Хочется надеяться, что это начало восстановления возможностей Севастополя на «фронте» промышленном.