#ПОЗНАНИЕ

Севастополь на перепутье: как и куда развиваться городу

 
Севастополь на перепутье: как и куда развиваться городу
 
За 2021 год экономика Севастополя продолжала испытывать проблемы от экономических последствий, вызванных пандемией коронавируса. Неудивительно, несмотря на все предпринимаемые меры, Севастополь остается дотационным городом, зависящим от федеральных вливаний.
 
В конце ноября правительство Севастополя одобрило бюджет социально-экономического развития города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Согласно документу, в ближайшие три года ожидается рост основных экономических показателей.
 
Но так ли все будет хорошо в будущем? Давайте разбираться.
 
Валовой региональный продукт (ВРП), согласно прогнозу, по итогам 2021 года составит 138,8 млрд рублей, рост по сравнению с предыдущим годом – 2,4%. В 2022 году ВРП прогнозируется на уровне 146,6-148,1 млрд рублей, планируемый ежегодный рост – 2,3%.
 
«В промышленном производстве в 2020 году по сравнению с 2019-м произошел спад на 5,5%. По оценкам, к концу 2021 года рост этого показателя составит 110,5%, в 2022–2024 годах также сохранится положительная динамика.
 
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году уменьшился на 40,9%. В 2021 году объем инвестиций демонстрирует уверенный рост. Ожидается, что он составит 159,8% к объему инвестиций предыдущего года. Согласно прогнозу, увеличение продолжится и в период с 2022 по 2024 годы»», – отмечали в правительстве города.
22 декабря депутаты Заксобрания приняли бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Объем доходов в 2022 году прогнозируется в сумме 61,2 миллиарда рублей, расходов – 61,8 миллиарда рублей, дефицит составит 552 млн. рублей.
Объем доходов и расходов увеличен на 5,5 млрд рублей с учетом увеличения межбюджетных трансфертов. Дефицит сохранился на прежнем уровне – 552 млн. рублей.
 
«Хочу отметить, что объем доходов и расходов увеличен на 5,5 млрд рублей с учетом увеличения межбюджетных трансфертов. Дефицит сохранился на прежнем уровне – 552 миллиона», – отметил председатель парламентской комиссии по бюджету Вячеслав Аксенов.
 
При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета планируются на уровне 39,7 млрд рублей, что составляет 64,9%, а собственные доходы, которые обеспечиваются налогами и акцизами составят 21,4 млрд рублей (35,1 %). Таким образом, бюджет город на две трети «сидит на дотационной игле».
 
Что касается собственных доходов, то основную часть поступлений составит налог на доходы физлиц – 47 %, поступления от акцизов – 14%, доходы от аренды городского имущества и специальных налоговых режимов планируются по 11%. И налог на прибыль даст 10 % от собственных доходов города. Кроме этого, впервые с жителей Севастополя начнут взимать налог на имущество. Он даст в бюджет 1,5 млрд рублей.
 
Таким образом, бюджет на нынешний год был принят с общим объемом доходов 52,52 млрд рублей, в том числе 35,26 млрд рублей безвозмездных поступлений (это около 67% от общего объема доходов); объемом расходов в размере 54,62 млрд рублей; дефицитом 2,1 млрд рублей.
 
Годом ранее цифры были следующие: объем доходов 58,24 млрд рублей, при этом безвозмездные поступления составляли почти 72% – 41,92 млрд рублей. Расходы прогнозировались на уровне 61,67 млрд рублей, дефицит – 3,43 млрд рублей.
 
Т.е. зависимость от федерального бюджета России если и снизилась, то незначительно.
Впрочем, данная ситуация сложилась не вчера. И в при Украине, и в советское время, и даже при царизме Севастополь всегда жил за счет денег центра.
Определённый доход давали предприятия судоремонта. Но с распадом СССР, ситуация на них стала ухудшаться, — прекратились заказы, начался отток квалифицированной рабочей силы. В итоге, даже передача некогда самого крупного предприятия города «Севморзавода» в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) не смогла изменить ситуации.
 
«Касательно цифр, здесь в зависимости от желаний и потребностей. Здесь можно говорить о том, чтобы запустить завод, реконструировать его и производить какую-то продукцию уже в новом качестве. Мы говорим и о композитных материалах, и о серийном производстве. Это суммы порядка 10 млрд рублей. Если мы хотим завод абсолютно новый – здесь это 80», — отмечает директор департамента экономического развития правительства Севастополя Денис Профатилов
 
Таких денег даже в федеральном бюджете нет, поэтому принята программа долгосрочного развития предприятия, которая предусматривает его постепенную модернизацию. Пока же завод решено совместить с 13-м судоремонтным заводом Черноморского флота, а часть освободившейся территории использовать под девелоперские проекты, то есть под застройку.
 
«Я сам, когда был в Севастополе, заезжал на Севморзавод, обошел основные корпуса и территорию, дал поручение подготовить инвестиционный проект и буквально на прошлой неделе его утвердил. Часть территории мы хотим отдать под развитие города, а основную территорию модернизировать», – отмечал на состоявшейся 30 ноября встрече с сенаторами министр промышленности и торговли правительства России Денис Мантуров.
 
Ещё одно крупное предприятие – Балаклавское рудоуправление (БРУ) – в последние годы испытывает определенные трудности, так как ему пришлось убрать часть производственных мощностей из Балаклавской бухты, где хотят строить яхтенную марину. Кроме этого, основной карьер постепенно истощается.
 
По результатам 2018 года БРУ перечислило налоговых платежей на сумму более 480 млн рублей, в том числе непосредственно в бюджет Севастополя – более 186 млн рублей.
 
«По итогам работы за 2019 год перечислено в бюджеты всех уровней более 347 млн рублей. Непосредственно в бюджет Балаклавы и Севастополя перечислено более 120 млн рублей», – сообщала пресс-служба рудоуправления.
 
Не лучше ситуация и в 2020-21 годах. Впрочем, судить о ней достаточно сложно, так как в открытой печати данных просто нет.
 
Единственным драйвером экономики Севастополя является сельское хозяйство, которое демонстрирует высокие темпы роста. Вот только его роль в общей экономики города слишком незначительно, чтобы повлиять на ситуацию.
 
Если нет нормально работающей промышленности, а сельское хозяйство наполнить бюджет не может, остается уповать только на туризм, на который власти города еще с середины 90-ых годов возлагают главную надежду.
 
В начале октября 2021 года заместитель губернатора Мария Литовко рассказала об итогах туристического сезона в Севастополе, который продолжался с мая до конца сентября.
 
«Несмотря на то, что пандемия не прошла бесследно и ковидные ограничения сдерживали туристический поток, мы фиксируем динамику даже по сравнению с 2019 годом. Турпоток вырос на 12,7 %. По оперативным данным, на 1 сентября 2021 года Севастополь посетило 440 тыс. человек. В 2019 году город принял 418 тыс. человек, а в 2020 году – 345 тыс.», – отметила Литовко.
 
На приток туристов в город оказала влияние программа туристического кешбэка от Ростуризма. В программе приняли участие 14 севастопольских гостиниц и 3 детских лагеря. В 2022 году власти планируют увеличить цифру участников в два раза.
 
Вот только наплыв туристов приводит к серьезным проблемам для городского ЖКХ. Недаром губернатор города Михаил Развожаев отметил, что аналитика туристического сезона должна быть также выражена в финансовом эквиваленте.
 
«Увеличение турпотока – это нагрузка на транспорт, ЖКХ и другие сферы. Необходимо проанализировать и понимать, каков экономический эффект от туристов, чтобы принимать правильные управленческие решения и делать нужные акценты при развитии инфраструктуры», – заявил Развожаев.
 
По данным правительства города, общий внешнеторговый оборот Севастополя за 9 месяцев 2021 года составил 8,3 млн долл. США – это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внешнеторговую деятельность в третьем квартале года осуществляли 77 экономических агентов, в том числе 48 юридических лиц.
 
Например, предприятие «Экксе» – один из ведущих производителей спортивной танцевальной обуви в России. В период пандемии фирма смогла перестроить свою работу и изготавливала средства индивидуальной защиты (масок) для севастопольцев.
 
Основной вид продукции – спортивную танцевальную обувь – «Экксе» реализует в России, Беларуси, Украине, Казахстане, а также осуществляет экспорт и имеет представительства на территории Европы, Канады, США, Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Израиля.
 
Но это лишь исключение из правил.
 
За 2021 год от 38 до 40% предприятий Севастополя работали с убытком. Основная доля общей суммы убытка сформирована предприятиями сферы промышленности (38,8%) и строительства (25,1%).
 
Исправить ситуацию может лишь кардинальное решение. Или вернуться к модели базы Черноморского флота и города, как обслуживающего персонала. Или же продолжать наблюдать, как умирает экономика Севастополя.
 
В любом случае, решение предстоит принять федеральному центру. Именно от этого решения и зависит судьба Севастополя в 21 веке.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: