#МИР

Счетная палата РФ критикует прогнозы Минэкономики. В чём причина?

 
 
Счетная палата РФ критикует прогнозы Минэкономики. В чём причина?
 
Счетная палата раскритиковала прогноз Минэкономики на 2023–2025 годы. Среди основных спорных моментов — излишний оптимизм в отношении потребительского спроса и инфляции и завышенные ожидания по нефтяному экспорту.
 
Счетная палата сформулировала ряд рисков для реализации прогноза социально-экономического развития России на 2023–2025 годы, разработанного Минэкономразвития.
 
Аудиторы, в частности, не согласились с оценками по динамике потребительского спроса, инфляции, объемам экспорта и импорта, указали на отсутствие в прогнозе таких значимых социальных показателей, как уровень бедности населения, ожидаемая продолжительность жизни, среднегодовой размер пенсии.
 
Счетная палата отметила, что анализ паспортов государственных программ выявил ряд недостатков в части их финансового обеспечения и формирования показателей. Кроме того, по экспертной оценке Счетной палаты, 31 из 50 госпрограмм (62 % общего количества) в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования.
 
С точки зрения Счетной палаты, в дальнейшем министерству стоит расширить число прогнозных сценариев и представлять в том числе стресс-вариант, который учитывал бы резкие изменения глобальной конъюнктуры.
 
На официальном сайте Счетной палаты говорится о том, что Минэкономразвития разработало прогноз социально-экономического развития России (СЭР) в двух вариантах – базовом и консервативном. Основным на ближайшие три года принят базовый вариант развития, который предполагает постепенное снижение цен на нефть, умеренное ослабление курса рубля и возвращение к целевому значению по инфляции – 4 % уже по итогам 2024 года.

 

Согласно прогнозу, российская экономика перейдет к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а еще через год большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал и показатели уровня жизни населения превысят докризисные значения в сопоставимых ценах. Не смогут выйти на докризисные уровни только показатели внешней торговли.

Основным драйвером восстановления и последующего роста экономики должен стать потребительский спрос, который обеспечивается за счет роста доходов населения, кредитования и оттока средств с депозитов. Но, по мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса, так как в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что уже наблюдалось в период пандемии.

 

Макроэкономические условия
 
Макроэкономические условия
 
Основные параметры бюджетной системы
Доходы и расходы
 
Доходы и расходы
 
Прогнозы
 
Прогнозы
 

В 2023-2025 годах при росте в номинальном выражении планируется снижение долей доходов и расходов бюджетной системы в ВВП с 35,7 до 34,3 % и с 36,6 до 34,8 % соответственно.

Расходы бюджетной системы в номинальном выражении в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличиваются на 6 %, а по сравнению с 2019 годом на 51 %, в том числе расходы на национальную экономику вырастут на 44 %, образование - на 36 %, здравоохранение - на 62 %.

Федеральный бюджет

Доходы

Проект федерального бюджета на 2023 год предусматривает уменьшение доходной части более чем на 1,5 трлн рублей главным образом за чет снижения нефтегазовых доходов. В части ненефтегазовых доходов наоборот прогнозируется увеличение, обусловленное ростом поступлений по основным налогам: НДС и налогу на прибыль организаций.

Данная тенденция должна сохраниться на протяжении всего прогнозного периода и к 2025 году довести долю ненефтегазовых поступлений в общих доходах бюджета до 69,7 %.

Расходы
 
skrin-4.jpg
 
Динамика расходов
 
Прогнозы
 
Прогнозы
 

Расходы федерального бюджета в 2023 году превысят 29 трлн рублей и в номинальном выражении сохранятся на указанном уровне вплоть до 2025 года. В реальном выражении по сравнению с 2022 годом расходы в 2023-2025 годах сократятся на 5,1, 2,6 и 4,5 % соответственно.

Также изменится и функциональная структура расходов. В частности, сократятся доли расходов по разделам «Общегосударственные вопросы» с 9,5 % общего объема расходов в 2022 году до 6,3 % в 2025 году, «Национальная оборона» с 16,9 % до 14,4 %, «Национальная экономика» с 15,6 % до 12,3 % соответственно. В то же время увеличивается доля расходов по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с 10,1 % до 14,9 %, «Социальная политика» с 23,4 % до 24,5 %, «Обслуживание государственного (муниципального) долга» с 5,1 % до 6,4 % соответственно. Другие разделы в общем объеме расходов останутся на сопоставимом с 2022 годом уровне.

Государственные программы
 
skrin-6.jpg
Расходы на финансовое обеспечение
 

В 2023-2025 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов, а также снижение их дефицита с 77,4 млрд. рублей (0,05 % ВВП) в 2023 году до 47,8 млрд. рублей (0,03 % ВВП) в 2025 году.

 

Межбюджетные трансферты составят:

- 3,2 трлн рублей – в 2023 году (на 12,1 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года);
- 3 трлн рублей – в 2024 году (на 7,3% меньше показателя 2023 года);
- 2,6 трлн рублей – в 2025 году (на 14 % меньше показателя на 2024 год).
 
Законопроектом также предусмотрено ежегодное выделение регионам бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов в объеме до 250 млрд рублей.
 
Проект федерального бюджета на 2023 год сформирован с дефицитом, превышающим 2,9 трлн рублей или 2 % ВВП с последующим сокращением до 1,3 трлн рублей или 0,7 % ВВП к 2025 году.

 

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2023 год предусмотрены в размере более 3,4 трлн рублей, в том числе за счет привлечения средств по государственным ценным бумагам, которое в 2023 году должно превысить 2,5 трлн рублей. Однако, проведенный Счетной палатой анализ показал, что в условиях санкционного давления существует риск неисполнения параметров государственных заимствований, учтенных в законопроекте.

В 2023 - 2025 годах предусматривается увеличение государственного долга с 23,4 трлн рублей (16,0 % ВВП) до 29,9 трлн рублей (17,5 % ВВП), в основном за счет увеличения государственного внутреннего долга на 6,1 трлн рублей или на 32,3 %.
 
В прогнозе, как и в предыдущие годы, не приводится несколько ключевых показателей социальной сферы, указывают в Счетной палате. Так, например, в нем отсутствуют данные по уровню бедности — одному из важнейших индикаторов уровня жизни, хотя в соответствии с порядком разработки прогноза Минэкономразвития обязано его включать.
 
В документе также нет данных по ожидаемой продолжительности жизни, несмотря на то что в прогноз заложено сокращение численности населения с 146,6 млн человек в 2021 году до 145,2 млн в 2025-м в связи со «снижением численности молодых женщин, на долю которых приходится значительное число рождений, и общим старением населения».
 
Не приводится в прогнозе и информация по миграционному приросту, хотя он на протяжении последних 20 лет частично или полностью компенсировал естественную убыль населения, а в отдельные годы обеспечивал общий прирост численности. Кроме того, ведомством не прогнозируется среднегодовой размер пенсии, что не дает сделать полноценные выводы об изменении уровня жизни пенсионеров, отмечают аудиторы.
 
Для повышения качества прогнозирования аудиторы предложили в дальнейшем увеличить количество вариантов прогнозов и строго разграничивать задачи каждого из них. В частности, в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике, ее зависимости от геополитических и природных факторов целесообразно разрабатывать стресс-сценарий, учитывающий резкие изменения мировой конъюнктуры и замедление или снижение основных социально-экономических показателей, полагают в Счетной палате.
 
По словам специалистов, прогноз ​​​​​​​Минэкономразвития уже опоздал с точки зрения того, какие предпосылки в него заложены. И нужны эффективные инструменты перезапуска экономики.
 
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: