Счетная палата РФ критикует прогнозы Минэкономики. В чём причина?
Согласно прогнозу, российская экономика перейдет к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а еще через год большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал и показатели уровня жизни населения превысят докризисные значения в сопоставимых ценах. Не смогут выйти на докризисные уровни только показатели внешней торговли.
Основным драйвером восстановления и последующего роста экономики должен стать потребительский спрос, который обеспечивается за счет роста доходов населения, кредитования и оттока средств с депозитов. Но, по мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса, так как в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что уже наблюдалось в период пандемии.
В 2023-2025 годах при росте в номинальном выражении планируется снижение долей доходов и расходов бюджетной системы в ВВП с 35,7 до 34,3 % и с 36,6 до 34,8 % соответственно.
Расходы бюджетной системы в номинальном выражении в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличиваются на 6 %, а по сравнению с 2019 годом на 51 %, в том числе расходы на национальную экономику вырастут на 44 %, образование - на 36 %, здравоохранение - на 62 %.
Федеральный бюджет
Доходы
Проект федерального бюджета на 2023 год предусматривает уменьшение доходной части более чем на 1,5 трлн рублей главным образом за чет снижения нефтегазовых доходов. В части ненефтегазовых доходов наоборот прогнозируется увеличение, обусловленное ростом поступлений по основным налогам: НДС и налогу на прибыль организаций.
Данная тенденция должна сохраниться на протяжении всего прогнозного периода и к 2025 году довести долю ненефтегазовых поступлений в общих доходах бюджета до 69,7 %.
Расходы федерального бюджета в 2023 году превысят 29 трлн рублей и в номинальном выражении сохранятся на указанном уровне вплоть до 2025 года. В реальном выражении по сравнению с 2022 годом расходы в 2023-2025 годах сократятся на 5,1, 2,6 и 4,5 % соответственно.
Также изменится и функциональная структура расходов. В частности, сократятся доли расходов по разделам «Общегосударственные вопросы» с 9,5 % общего объема расходов в 2022 году до 6,3 % в 2025 году, «Национальная оборона» с 16,9 % до 14,4 %, «Национальная экономика» с 15,6 % до 12,3 % соответственно. В то же время увеличивается доля расходов по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с 10,1 % до 14,9 %, «Социальная политика» с 23,4 % до 24,5 %, «Обслуживание государственного (муниципального) долга» с 5,1 % до 6,4 % соответственно. Другие разделы в общем объеме расходов останутся на сопоставимом с 2022 годом уровне.
В 2023-2025 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов, а также снижение их дефицита с 77,4 млрд. рублей (0,05 % ВВП) в 2023 году до 47,8 млрд. рублей (0,03 % ВВП) в 2025 году.
Межбюджетные трансферты составят:
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2023 год предусмотрены в размере более 3,4 трлн рублей, в том числе за счет привлечения средств по государственным ценным бумагам, которое в 2023 году должно превысить 2,5 трлн рублей. Однако, проведенный Счетной палатой анализ показал, что в условиях санкционного давления существует риск неисполнения параметров государственных заимствований, учтенных в законопроекте.