Российский рынок электроники: от дефицита к затоваренности

Продажи смартфонов, планшетов, носимой электроники и других гаджетов замедлились во второй половине марта. Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2022-го составило около 30%, на тот же процент сбыт сократился и по сравнению с январем.
Впрочем, есть и товары, которые пользуются спросом покупателей и не залеживаются на полках магазинах и на складах. Так, технику Apple и Samsung раскупают довольно быстро.
Спад коснулся и аксессуаров, то их продажи во второй половине марта по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в зависимости категории уменьшились на 10–40%.
Дистрибутор diHouse фиксирует стабильно низкий интерес начиная еще с декабря прошлого года — так будет продолжаться вплоть до апреля–мая, после чего ожидается оживление на рынке.
Однако такая ситуация не везде. Так, по словам экспертов, во второй половине месяца в розничной сети «Мегафона» сбыт смартфонов и других гаджетов в натуральном выражении вырос на 30% по сравнению со второй половиной января этого года и более чем на треть по сравнению с тем же периодом марта 2022 года.
Отмечают существенный рост продаж смартфонов, планшетов и носимой электроники и в Ozon.
Все дело в том, что некоторые операторы и маркетплейсы сейчас проводят распродажи, в ходе которых скидки достигают 15–20%. Неудивительно, что спрос в их рознице быстро растет — правда, зачастую такая щедрость связана с желанием поскорее реализовать товары, которые не удалось продать по первоначальной цене.
Напомним, что в феврале — начале марта спрос на электронику рос, и по сравнению с январем продажи выросли примерно в полтора-два раза. Однако после завершения периода покупки подарков на 23 февраля и 8 марта, тренд изменился.
Отметим также, что эксперты отмечали, что параллельный импорт электроники не просто успешен — в ожидании дефицита завезли больше устройств, чем в принципе нужно покупателям. К примеру, это коснулось ноутбуков. Из-за возобновления ввоза по такой схеме устройств известных брендов, а также активной экспансии в РФ китайских производителей к началу года наступило затоваривание складов и цены на них менее чем за шесть месяцев рухнули на 15–30%.
«Российский рынок электроники действительно затоварен: в 2022-м ее сначала в период ажиотажа покупали те, кто мог себе это позволить по завышенным ценам, потом те, кто после их снижения приобретал гаджеты по более приемлемой стоимости, а потом наступили Новый год, 23 февраля и 8 Марта. Неудивительно, что после всего этого интерес снизился — потребности населения в таких устройствах не безграничны», — отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Как отмечают эксперты, проблемы связаны не только с тем, что россияне научились экономить на товарах длительного спроса (чинить сломанные смартфоны вместо того чтобы сменять их на новые).