#МИР

Российская строительная отрасль и её комплексная стратегия развития. В чём суть?

 
 
Российская строительная отрасль и её комплексная стратегия развития. В чём суть?
 
26 октября правительство РФ одобрило Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Напомним, что принять Стратегию планируется уже в ноябре.
 
Стратегия это первый подобный стратегический документ в сфере строительства. Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное.

Она определяет основные стратегические направления развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, обязательные к руководству при разработке и реализации государственных программ и других документов в целях обеспечения достижения национальных целей развития страны.
 
И в первую очередь – обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также выполнение задач по повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и ряда других.
 
«В рамках мероприятий стратегии предполагается провести системную трансформацию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе внедрить цифровые инструменты на базе отечественных технологий и для большей прозрачности перевести в электронный вид основные процедуры, сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла, число избыточных требований.
 
Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти и в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной, социальной инфраструктуры, поможет загружать и мощности смежников, привлекать инвестиции, создавать высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, а самое главное – это новые рабочие места в регионах нашей страны», — подчеркнул глава правительства РФ Михаил Мишустин.
 
Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый.

«В настоящее время имеется большое количество рисков, связанных с внешними ограничениями и иными факторами. Но нами будут приложены максимальные усилия для реализации именно базового сценария. И могу сказать, что, несмотря на все сложности, в этом году показатели, предусмотренные национальными проектами и указами Президента по вводу жилья и ремонту дорог, будут, безусловно, выполнены. Мы видим это по сегодняшней динамике», — подчеркнул вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин.

По оценке правительства РФ, вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в ВВП страны вместе со смежными отраслями по итогам прошлого года составил 11%. Это 14,4 трлн рублей. В этой сфере занято 11 миллионов человек, кроме того, строительная отрасль взаимоувязана со многими другими отраслями экономики.

В состав стратегии, по словам Марата Хуснуллина, входит семь основных направлений.

Первое направление – это новая градостроительная политика, которая направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Правительство РФ определит точки роста, обеспечит связанность территорий и выстроит единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом.

В сфере жилищного строительства стоит задача обеспечить доступность жилья не менее чем для двух третей граждан и для этого построить 1 млрд кв. м жилья к 2030 году. У нас пока получается эти планы реализовывать.

«На сегодняшний день у нас ввод жилья – 79 млн кв. м, это на 27% больше к прошлому году. Общий ввод жилья и зданий нежилого назначения – это почти 116 млн кв. м, и это 18% к прошлому году», — отметил Марат Хуснуллин.

В стратегии предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктурой территорий под жилищное строительство, развитию механизмов комплексной застройке территорий и индивидуального жилищного строительства.

Особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе рынку программ с государственным участием.
 
«Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок: зафиксировано снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами ипотечных кредитов. Тем не менее мы принимаем меры для донастройки и стабилизации рынка.

Одним из ключевых решений стало снижение летом ставки льготной ипотеки до 7%. При этом хочу отметить несколько цифр. Прирост ипотечного портфеля составляет 1,294 трлн рублей, и это на 672 млрд меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Выдано 896 тыс. кредитов – на 36% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Объём выдачи – 3,2 трлн, что на 21% меньше, чем за девять месяцев 2021 года.

При этом хочу отметить, что благодаря мерам поддержки Правительства по новому строительству на новостройки выдано 295 тыс. кредитов, это всего лишь на 13% меньше, чем за девять месяцев 2021 года, а объём – 1,5 трлн, и это на 11% больше, чем за девять месяцев 2021 года», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Наибольшей популярностью пользуются субсидируемые государством программы, в первую очередь семейная ипотека. Именно она даёт сейчас существенный прирост по количеству выданных кредитов.

По сравнению с  2021 годом выдано на 57% больше кредитов, это почти 126 тыс. кредитов, а в деньгах – на 586 млрд, и это на 125% больше, чем за девять месяцев 2021 года.

Предлагается ввести адресные меры поддержки жилищного строительства в регионах, исходя из деления на региональные кластеры в зависимости от структуры спроса и предложения.

Инфраструктура для человека – это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений.

В целях повышения качества услуг ЖКХ, обновления коммунальной инфраструктуры и снижения её аварийности по поручению Президента стратегией предусмотрена реализация комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры.
 
«В бюджете на ближайшие три года эти деньги предусмотрены. В частности, мы планируем как выделять средства бюджета, так и привлекать частные инвестиции с учётом сбалансированной тарифной политики.

Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий «Нового ритма строительства» планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства, чтобы от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта было не более 100 действий. Мы активно эту работу ведём и будем дальше продолжать», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

Для повышения прозрачности отрасли предлагается создать единую цифровую среду, описывающую весь жизненный цикл объекта капитального строительства, а также удобные цифровые сервисы для граждан, бизнеса и государства.

В целях реализации масштабных планов по строительству в стратегии предусмотрена взаимная увязка её мероприятий с развитием промышленности стройматериалов и технологий, в том числе формированием заказа на промышленную продукцию. Главная задача – обеспечить строительную отрасль необходимыми ресурсами, не допускать неконтролируемого роста их стоимости.

По поручению президента будут разработаны меры по поддержке и развитию промышленности стройматериалов, направленные в первую очередь на обеспечение опережающего создания конкурентных технологий и товаров, совместно с Минпромом.

В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года.
 
Её основными задачами являются при наличии необходимого финансирования, увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и сокращение количества незавершённых объектов.

Для реализации программы строительства предлагается консолидировать по согласованию с курирующими вице-премьерами новые объекты на публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и объекты транспортной инфраструктуры – на заказчике Минтранса – «Ространсмодернизации».

Для того чтобы жители регионов получали новую и качественную инфраструктуру, продолжим реализацию инструментов инфраструктурного меню, что является новым продуктом в рамках социально-экономических инициатив Правительства. Наиболее востребованными из них оказались инфраструктурные бюджетные кредиты, которыми уже воспользовались уже 83 субъекта. Распределён 1 трлн рублей на более чем 900 объектов.

«Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых – внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: