#МИР

Россияне и кредиты: как жить, чтобы не выживать

 
 
Россияне и кредиты: как жить, чтобы не выживать
 
В марте средний срок выдачи потребительских кредиты составил 4,9 года, увеличившись на полгода по сравнению с мартом 2022 года (в марте прошлого года - 4,4 года). Об этом сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).
 
Наибольший средний срок потребительского кредита в регионах РФ (среди 30 регионов - лидеров в данном виде розничного кредитования) был зафиксирован в Пермском крае, Иркутской области, Санкт-Петербурге и Москве (все - по 5,2 года), а наименьший - в Краснодарском крае (4,5 года).
 
Самая высокая динамика роста среднего срока потребкредита наблюдалась в Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Нижегородской и Самарской областях (все - на 0,6 года). Меньше всего средний срок потребкредита в топ-30 регионов вырос в Новосибирской области (на 0,3 года).
 
Наибольший рост среднего срока потребительского кредита зафиксирован у заемщиков из возрастных групп старше 50 лет - на 0,5 года, а меньше всего показатель вырос у заемщиков моложе 25 лет (на 0,3 года).
 
«Последний год средний срок потребкредитов растет практически непрерывно. Увеличение срока кредитования обусловлено стремлением как банков, так и самих граждан к сокращению долговой нагрузки путем снижения ежемесячного платежа по потребкредитам. Иными словами, чем больше срок потребкредита, тем меньше заемщик платит по нему каждый месяц», - отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
 
Между тем, по данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), по итогам первого квартала в ведомстве находилось 14,4 миллиона исполнительных производств о кредитных долгах на общую сумму в 2 триллиона рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
 
Задолженность по 32% дел уже собрана приставами (полностью или частично), а по 34,4% взыскание обращено на зарплату и другие доходы должников. Все остальные дела находятся на исполнении.
 
Основными проблемами должников становится низкая платежеспособность (те, у кого есть еще долги по налогам и коммуналке), закредитованность и отсутствие обеспечения залогом выданных займов. Кроме того, у некоторых неплательщиков в активе есть и многочисленные решения судов о возврате долга в пользу банка, по услугам ЖКХ, алиментам, ущербу и другим требованиям.
 
В Центробанке РФ предложили банкам механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию.
 
«Этот механизм закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков — физических лиц при урегулировании задолженности. Документ разработан участниками рабочей группы Банка России по медиации. В нее входят представители банковского сообщества, финансового уполномоченного, Минфина России и других заинтересованных структур», — отмечает пресс-служба Центробанка.
 
Часто бывает, что заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку — в другом банке, аккредитованном застройщиком. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку.
 
При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом.
Применение стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон.
 
Заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и другими сложностями, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты. Эти банки смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
 
Документ также содержит перечень сложных жизненных ситуаций, при которых рекомендуется проводить реструктуризацию, и список подтверждающих документов.
 
Соблюдение стандарта на первом этапе будет добровольным, чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст. Кредиторы, которые решат к нему присоединиться, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.
 
 
 
 
Материалы по теме: