#МИР

Революция на рынке маркетплейсов: что изменится с новым законом?

 
Революция на рынке маркетплейсов: что изменится с новым законом?
Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
 
Минпромторг РФ подготовил положительный отзыв на законопроект об основах государственного регулирования деятельности маркетплейсов. Об этом заявил статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов.
 
«Законопроект о маркетплейсах, который сегодня готов - по нему мы подготовили положительный отзыв в правительство РФ», - сказал Виктор Евтухов.
 
Он также отметил, что речь идет о законопроекте, авторами которого выступили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
 
Законопроект устанавливает условия и требования к договорам, которые владелец маркетплейса заключает с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов. Одним из обязательных требований к договорам является явное и понятное изложение условий сотрудничества.
 
Также предлагается выделить маркетплейсы в две группы в зависимости от экономического положения. К каждой группе предусмотрены свои требования. Первая группа включает универсальные требования для онлайн-площадок, вторая - специальные требования для участников рынка, при участии которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями с использованием маркетплейсов за предшествующий год.
 
Среди ограничений для значимых маркетплейсов - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции (запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов), условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров и другие.
 
Отметим также, что авторы законопроекта  отмечают, что регулирование необходимо, так как, маркетплейсы слишком мощные и могут диктовать свои условия продавцам. Так, оборот Wildberries составил 550 миллиардов рублей, а Ozon — 1,7 триллиона рублей. Таким образом, если сравнивать с экономикой, то, скажем, продажи Ozon превысили весь годовой объем всей розничной торговли в Ростовской области.

Логично, что нужно защитить потребителей от недобросовестных продавцов, считают авторы законопроекта. 
 
Кроме того, в России началась разработка ГОСТ для работы маркетплейсов, при этом, принять их планируется уже в следующем году. Об этом заявил РИА Новости руководитель Роскачества Максим Протасов.
 
«В техническом комитете по стандартизации ритейла, который ведет Роскачество, будет разработано семейство стандартов по работе маркетплейсов. Мы будем стандартизировать их работу с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), поставщиками.
 
В этом смысле такой инструмент, как стандартизация, в серьезной степени может улучшить качество работы маркетплейсов, и что очень важно - снизить их конфликты с поставщиками и контрагентами, а также улучшить качество их работы с потребителями», — сказал Протасов.
 
Он также отметил, что разработка начинается сейчас, «а планы по принятию семейства ГОСТов установлены на 2025 год».
 
Между тем, маркетплейс Wildberries и крупнейший оператор наружной рекламы в РФ группа Russ анонсировали партнерство по созданию новой цифровой торговой платформы.  
 
«Целью объединения является создание передовой цифровой торговой платформы, которая предоставит малому и среднему бизнесу инструменты для развития на территории стран присутствия», — отметили в пресс-службе маркетплейса.
 
Как говорится, партнерство позволит предпринимателям улучшить продвижение своих товаров и расширить экспорт.
Проект планируется реализовать не только в России, но и в странах СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока, Индии и Китая, охватывая более 5,8 миллиарда потенциальных потребителей.
 
Оборот Wildberries, согласно данным СПАРК, составляет 538,7 млрд руб., что существенно выше показателей Russ (27,9 млрд руб.).
 
Прибыль маркетплейса в 2023 году составила 18,9 млрд руб. против 4,86 млрд руб. у Russ. Тем не менее, партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова напомнила, что в июле 2023 года Russ приобрел своего ключевого конкурента, компанию Gallery, усилив свою позицию оператора наружной рекламы. По словам Смирновой, это сделало Russ крупнейшим игроком на рынке.
 
Сделка по объединению Wildberries и Russ выгодна обеим сторонам, так как, маркетплейс может расширить свою экосистему за счет подобного слияния, и предоставить своим бизнес-клиентам бо́льшие возможности для продвижения продукции, а Russ расширит аудиторию своих бизнес-пользователей за счет продавцов Wildberries.
 
При этом создание единой национальной платформы для электронной торговли может существенно изменить ландшафт российского рынка рекламы и интернет-торговли.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: