#МИР

Ремонт жилья: санкции и рынок

 
 
Ремонт жилья: санкции и рынок
 
Почти треть россиян (29%) при домашнем ремонте готовы экономить на строительных бригадах. Об этом сообщается в исследовании аналитиков сервисов ЮMoney и «Ремонт со СберУслугами».
 
26% респондентов готовы экономить на дизайн-проекте, 20% — на декоре, а 10% — на новой мебели. Еще 8% опрошенных сочли допустимой экономию на отделочных материалах, а 7% сказали, что в целях сокращения расходов выбрали бы максимально дешевые стройматериалы.
 
На последний ремонт квартиры или дома более половины опрошенных — 58% — потратили меньше 200 тыс. руб. В сумму от 200 тыс. до 500 тыс. руб. уложились 22% респондентов, а 9% вложили в ремонт от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. Еще 5% потратили более 2 млн руб., 4% — от 1 млн до 1,5 млн руб., а оставшиеся 2% вложили в ремонт от 1,5 млн до 2 млн руб.
 
25% участников исследования в последний раз делали ремонт меньше пяти лет назад, а 11% — в этом году. Еще 23% завершили ремонт в прошлом году, 13% — меньше десяти лет назад, 24% — больше десяти лет назад. 4% опрошенных отметили, что вообще никогда не делали ремонт.
 
Опрошенные «РБК-Недвижимостью» крупнейшие DIY-ретейлеры не отмечают сокращения ассортимента стройматериалов и товаров для ремонта в своих магазинах благодаря импортозамещению: на смену европейским производителям товаров приходят китайские, турецкие и белорусские бренды.
 
Как отмечают эксперты, сейчас ситуация выглядит позитивнее, чем это было весной прошлого года: отечественные производители материалов стараются полностью заместить импортную продукцию. Материалы из Европы продолжают поставляться благодаря параллельному импорту.
 
Ретейлеры отметили сложности при перестроении цепочек поставок, но сейчас положение устойчивое. В некоторых сегментах ушли популярные бренды, к которым люди привыкли (например, в электрике, сантехнике), но дефицита нет.
 
Таким образом, цены на стройматериалы и товары для ремонта, ситуация также стабилизовалась после прошлогоднего скачка.
 
Впрочем, предпосылок для снижения цен тоже нет, и это связано с тем, что издержки (сырье, логистика, кредиты) у производителей не снизились. Некоторое повышение цен может произойти на краски и керамогранит, поскольку для их производства задействовано зарубежное оборудование. 
 
Ретейлеры отмечали в течение года проблемы с санфаянсом и, как следствие, с сантехникой. «Для производства санфаянса требуется глина, а ее Россия обычно закупала на Украине. Химические компоненты для санфаянса импортировались из Европы, поэтому из-за перебоев поставок наблюдалась нехватка унитазов и раковин», — пояснил руководителя категорийного направления OBI Россия.
 
Сейчас ситуация стабилизировалась, российские производители наладили поставки глинозема и химических компонентов с территории Китая и ОАЭ, активно развивается и локальная добыча сырья.
 
По данным компании «Максидома», около 75% брендов сантехники, которые были в магазинах компании до 2022 года, представлены в сети и сейчас. 
 
По словам экспертов, в начале введения санкций магазины наблюдали трудности с лакокрасочными материалами, сырье для которых обычно закупались за границей, но сейчас крупные ретейлеры довольно быстро нашли альтернативные источники поставок из Турции, Китая, Белоруссии.
 
Импортозамещение касается и плитки. По данным компании OBI, до 2022 года 20% ассортимента плитки поставлялось из Европы. Сейчас эту долю заняли российские и белорусские поставщики, а также налажены поставки с заводов Индии, Ирана, ОАЭ и Китая. 
 
Ассортимент в категориях бытового освещения за год сохранился, говорят рейтелеры, а некоторые сложности наблюдались с поставками технического света, но и здесь появляются предложения российских производителей.
 
Европейские производители ламината покинули российский рынок, а пятый пакет санкций запретил поставки в Россию HDF-плит для ламината и бумаги для декора, но в целом требующиеся объемы покрывают российские и белорусские производители.
 
Ассортимент дверей, как железных, так и деревянных, за год даже расширился, так как, это ниша начиная с 2014 года и так была в основном занята российскими и белорусскими производителями. Сейчас все они предлагают еще более широкий выбор изделий.
 
Несмотря на уход IKEA из России, в магазинах сегодня можно приобрести товары, которые раньше были представлены в магазинах шведского ретейлера.
 
«Полки наших гипермаркетов пополнились товарами от бывших поставщиков IKEA. Так, например, мы сейчас активно работаем с компанией «Согра». Она поставляет нам стеллажи, комоды, полки для обуви, контейнеры для хранения, а также детскую мебель и вешалки. В дальнейшем планируем расширить ассортимент товаров.
 
Конечно, OBI не может закупить точно такие же товары, какие продавались в IKEA, что объясняется юридическими аспектами. Но мы постарались выбрать те модели мебели, которые максимально схожи с самыми популярными из икеевского ассортимента. Шведский минимализм в интерьере продолжает набирать спрос, и, конечно, у россиян должен быть простой и удобный доступ к таким товарам», —  рассказал руководитель категорийного направления OBI Россия.
 
 
 
 
 
Материалы по теме: