#МИР

Реальные истории из рабочей рутины омбудсмен по правам человека в Севастополе

 
Реальные истории из рабочей рутины омбудсмен по правам человека в Севастополе
 
Чаще всего работа уполномоченного по правам человека — это рутина. Но севастопольский омбудсмен по правам человека Павел Юрьевич Буцай успешно справляется с поставленными задачами, оперативно реагирует на любые просьбы людей и решает их сложные вопросы. Для него главное — помощь человеку, который нуждается во внимании и поддержке. 
 
«ИНФОРМЕРу» удалось поговорить с Уполономоченным по правам человека в Севастополе, который рассказал журналистам зарегистрированного СМИ о своей глобальной деятельности. 
 
Павел Юрьевич, с 2015 года по настоящее время вы являетесь Уполономоченным по правам человека в Севастополе. Что вам удалось сделать за данный период работы? Чего вам уже удалось добиться на поприще защиты прав человека в Севастополе? Какие задачи для вас являются приоритетными? 
 
- По мнению и оценкам губернатора города Севастополя Михаила Развожаева, депутатов Законодательного Собрания города Севастополя, членов Правительства Севастополя, руководства прокуратуры города, иных правоохранительных органов, судебных органов, общественных и религиозных организаций, в Севастополе сложился и эффективно осуществляет свои задачи, определенные действующим законодательством, институт омбудсмена.
 
Уполномоченным налажено всестороннее и качественное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой, региональными омбудсменами, федеральными и местными органами государственной власти, адвокатским сообществом города Севастополя, средствами массовой информации, профильными учреждениями, религиозными и общественными организациями. Данное обстоятельство является исключительно важным для реализации основных задач омбудсмена, определенных действующим законодательством.
 
Выработаны и на постоянной основе омбудсменом и сотрудниками аппарата успешно применяются различные инструменты в сфере защиты прав граждан. В том числе, с использованием цифровых технологий. Так, в начале 2018 года начал свою беспрерывную работу официальный сайт Уполномоченного http://ombudsman92.ru/, на котором ежедневно размещаются новости о проделанной работе, сведения для реализации правового просвещения граждан, а также актуальная информация о законодательной деятельности в Российской Федерации.
 
Кроме того, активная работа по информированию граждан о деятельности омбудсмена и правовому просвещению проводится в социальных сетях (телеграм https://t.me/ombudsman92, «Вконтакте» https://vk.com/ombudsman92).
 
Как в Севастополе организована работа по защите прав человека?
 
- Подробно информация о деятельности омбудсмена и общей ситуации в регионе в сфере обеспечения условий и гарантий реализации защиты прав человека и гражданина отражена в ежегодных докладах Уполномоченного, а также в специальных докладах, которые представлены на нашем официальном сайте.
 
Как и в предшествующий период, приоритетными задачами омбудсмена остаются обеспечение реализации и защита основополагающих прав граждан: права на жизнь; права на охрану здоровья и медицинскую помощь; прав на свободу и личную прикосновенность, права на государственную защиту материнства, детства и семьи; права на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан; права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; права на жилище.
 
Проводите ли вы личные приемы. Если да, то как часто? Как попасть к вам на прием? Куда, по какому адресу и телефонам к вам обращаться? Проводятся ли выездные приемы?
 
- Первостепенным источником информации для омбудсмена являются личные обращения граждан. Именно посредством прямой связи с заявителями мы имеем возможность оперативно реагировать на нарушения и принимать все возможные меры для их устранения и восстановления прав граждан.
 
Работа с обращениями позволяет выявить системные проблемы в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, довести их до сведения соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов, а также предотвращения их нарушений в будущем.
 
Все обращения, поступающие в адрес омбудсмена, рассматриваются в порядке и в сроки, определенные действующим законодательством. При этом для разрешения проблем, беспокоящих заявителей, применяется индивидуальный подход.
 
Регулярно омбудсмен и сотрудники аппарата проводят приемы граждан. В том числе, выездные. Также высокую эффективность показала практика совместных приемов, осуществляемых при участии представителей органов государственной власти и профильных учреждений. Начиная с 2020 года, в связи с распространением коронавирусной инфекции нового типа, также активно применяются дистанционные формы работы. Кроме того, заявители вправе обратиться к омбудсмену через средства электронной связи и социальные сети.
 
На сегодняшний день Уполномоченный и сотрудники аппарата успешно реализуются все вышеперечисленные способы взаимодействия с заявителями. Важно отметить, что ежедневно посредством телефонной связи в адрес омбудсмена обращаются от 20 граждан. 
 
 
За время, когда был создан Аппарат уполномоченного по правам человека в Севастополе, возникали ли случаи, когда в целях решения вопроса и защиты прав человека потребовалось обращение к законодателям для внесения изменений в законы?
 
- За время работы Уполномоченного неоднократно возникала необходимость внесения изменений в законы, подзаконные нормативно-правовые акты. 
 
В связи с тем, что Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе не наделен правом законодательной инициативы, при наличии вопросов, требующих внесения изменений в действующее законодательство, а также принятия новых правовых актов, инициировалось обращение к депутатам городского парламента, а также к иным субъектам законодательной инициативы, в том числе, прокуратуре.
 
Так, важным событием, имеющим огромное положительное значение для обеспечения условий и гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина в городе Севастополе, является принятие в 2018 году Закона города Севастополя № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе». На необходимость принятия вышеуказанного закона Уполномоченным обращалось внимание в ежегодных докладах омбудсмена за 2016 и 2017 годы. Принятие данного закона способствует повышению правовой культуры населения, минимизации рисков возникновения сложных жизненных ситуаций у граждан.
 
Отмечу, что в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, а также статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», право на личное обращение к субъектам законодательной инициативы предоставлено каждому гражданину.
 
Как правило, Уполномоченный обращается к субъектам, наделенным правом законодательной инициативы, с предложением о внесении изменений в законодательство не менее 2 раз в год.
 
Считаю, что необходимо внесение изменений в Устав города Севастополя, включив омбудсмена в перечень субъектов законодательной инициативы. Отмечу, что подобное право предоставлено Уполномоченным целого ряда субъектов, включая города федерального значения Москву и Санкт-Петербург. В этой связи соответствующее обращение направлено в Законодательное Собрание города Севастополя.  
 
Каких полномочий вам не хватает сейчас? Какие именно требуются поправки в закон, регламентирующий вашу работу? Расскажите о ваших ближайших планах на должности уполномоченного по правам человека. Что бы вы хотели изменить, привнести в работу уполномоченного?
 
- Деятельность Уполномоченного предполагает решение сложных проблем и нестандартных вопросов. Дальнейшую деятельность в сфере обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина в Севастополе вижу в продолжении осуществления своих полномочий, определенных действующим законодательством, в том числе, продолжения плодотворной и конструктивной работы с органами государственной власти и местного самоуправления, профильными организациями.
 
Особое внимание предполагается уделить вопросам защиты пенсионных и жилищных прав граждан, организации приюта для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, строительства в Севастополе психоневрологического интерната. В свете ведущейся спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины, а также прибытия в регион значительного числа беженцев, актуальность и важность приобретают вопросы оказания поддержки и помощи прибывшим лицам. 
 
Как и в предшествующий период, предполагается продолжить работу по обеспечению для жителей и гостей города ежедневного свободного и бесплатного прогулочно-оздоровительного посещения и свободного прохода к берегу моря и оздоровительного купания в утреннее время на территории Херсонеса.
 
Для реализации указанной инициативы необходимо внесение изменений в проект реконструкции Херсонеса. Стоит отметить, что омбудсменом направлены соответствующие письма с предложениями в профильные организации. 
Кроме того, Уполномоченный уделяет особое внимание реализации прав маломобильной категории граждан, в связи с чем, говоря о планах, важно отметить дальнейший мониторинг наличия/отсутствия «доступной среды» и принятие соответствующих мер для защиты прав указанной категории граждан. 
 
Также, говоря о планах и целях, считаю важным отметить следующее.
 
На сегодняшний день на территории Республики Крым функционирует один следственный изолятор, который был построен более 200 лет назад, в связи с чем здание СИЗО не соответствует нынешним потребностям и современным реалиям. 
 
Считаю, что при избрании меры пресечения необходимо руководствоваться данным фактом и, при наличии совокупности обстоятельств, применять иные, более мягкие меры пресечения, в том числе домашний арест.  Работа в данном направлении по защите прав подозреваемых и обвиняемых проводится омбудсменом на постоянной основе. 
 
Сколько всего обращений поступило к вам в текущем году? На что чаще всего жалуются севастопольцы?  Скольким людям вам удалось помочь восстановить свои права?
 
- Касательно количества обращений. В 2022 году в адрес омбудсмена поступило более двух тысяч обращений.
Наибольшую актуальность сохраняют вопросы, связанные с реализацией таких основополагающих прав граждан, как право на получение пенсий, социальных пособий и иных видов помощи и др.
 
Возрастание количества обращений в адрес Уполномоченного наблюдалось, в основном, в предшествующий период, однако, начиная с 2019 года, в данном вопросе произошли позитивные изменения. Количество обращений уменьшилось, а количество положительных решений, наоборот, увеличилось. Так, общее количество граждан, обратившихся в аппарат Уполномоченного по правам человека в Севастополе в 2021 году, составляет 2438, что на 527 человек меньше, чем в 2020 году.
 
Рост числа обращений к вам — это свидетельство ухудшения положения с соблюдением прав граждан в Севастополе? Или?
 
- Нельзя не связать произошедшие позитивные изменения (снижение количества обращений и увеличение числа положительных решений) с кадровыми изменениями в Правительстве Севастополя и деятельностью губернатора города Севастополя Михаила Развожаева, который сделал немало для улучшения качества работы органов государственной власти и профильных организаций. В настоящее время люди, чьи права, по их мнению, были нарушены, могут поделиться своими проблемами в социальных сетях губернатора, Правительства Севастополя и ответственных департаментов, что, несомненно, способствует скорейшему разрешению трудных жизненных ситуаций.
 
Ни одно обращение, поступившее в адрес Уполномоченного, не остается без тщательного изучения и рассмотрения. Помощь человеку - основная наша задача.
 
При поступлении обращения омбудсмен и сотрудники аппарата, в пределах компетенции, принимают все необходимые меры по оказанию помощи заявителю. В рамках рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств, направляются запросы и ходатайства в профильные организации и учреждения, в том числе, в надзорные органы.
 
По итогам в большинстве случаев принимаются меры по разрешению трудных жизненных ситуаций, в которых оказались заявители и их близкие. Также, в ходе взаимодействия с органами государственной власти и профильными учреждениями, вырабатываются рекомендации, следуя которым, заявитель имеет возможность урегулировать беспокоящие его проблемы и трудности.
 
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 18 марта 2020 года  № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан, Уполномоченный имеет право, в том числе, разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод, что также широко применяется. Таким образом, даже в случае невозможности немедленного урегулирования проблемы, беспокоящей заявителя, каждый обратившийся гражданин получает рекомендации по ее разрешению. 
 
К каждому обращению омбудсмен подходит всесторонне и индивидуально. Ведь даже внешне похожие ситуации имеют множество особенностей, обусловленных спецификой конкретных жизненных обстоятельств. И все же попробую выделить целый ряд обращений, которые особенно мне запомнились.
 
Какие обращения больше всего запомнились за время вашей деятельности?
 
- Отмечу историю несовершеннолетней гр. Б., которая оказалась в СИЗО, куда ее привела любовь к лошадям. Пытаясь спасти от убоя, девушка увела одну из них, за что была осуждена без реального лишения свободы, заключена под стражу до вступления приговора в законную силу. Я посетил осужденную, присутствовал с заключением на заседании суда апелляционной инстанции в Севастополе, где приговор был отменен, дело направлено в суд первой инстанции для нового рассмотрения, девушка была освобождена из-под стражи.
 
С целью воспитания ответственности и улучшения успеваемости гр. Б., обратился к частному предпринимателю, который подарил девочке, на условиях хорошей учебы, жеребца. Мера воздействия подействовала, в настоящее время девушка успешно учится и воспитывает любимца.
 
Приведу другой случай. В октябре 2016 года пенсионера из города Алушты без документов и денег «черные риелторы» бросили замерзать на мусорной свалке в бухте Казачья. Старик не мог вспомнить, как оказался в Севастополе. 
 
По словам пенсионера, месяц тому назад бывшая жена выгнала его из дома, и он поехал в город Джанкой — в дом, оставшийся ему от родителей. По пути встретил человека, работающего на рынке недвижимости. Больше ничего не помнил. 
 
Старику не дали погибнуть только неравнодушные жители Казачьей бухты, обеспечив теплой одеждой и едой. Узнав о случившемся, незамедлительно выехал на место, оценил ситуацию, после чего связался с руководителем департамента здравоохранения города, обратился с просьбой о госпитализации пожилого человека. Через определенное время, благодаря сюжету местной телекомпании, бездомного узнала его дочь, живущая в Калининграде.
 
При содействии Уполномоченного был проведен телефонный разговор, в ходе которого дочь выразила твердое решение забрать своего отца в город Калининград. Благодаря поддержке и помощи всероссийской телевизионной компании гражданин Б. был доставлен в Москву для встречи с дочерью. Я также присутствовал при встрече, поскольку существовал вариант возвращения бездомного в город Севастополь. Ко всеобщей радости дочь подтвердила свое решение забрать отца и увезла его в город Калининград.
 
Примечателен эпизод, связанный с оказанием помощи жителю Санкт-Петербурга, Владимиру Арбузову. В результате перенесенного инсульта, Владимир стал инвалидом I группы (паралич левой части тела). Поскольку в  Севастополе отсутствует центр реабилитации постинсультного состояния, требовалось доставить пострадавшего в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
 
Данную проблему осложняло отсутствие регистрации по месту жительства гражданина Арбузова в городе Санкт-Петербург. После многочисленных неудачных попыток определить В. Арбузова на лечение через ветеранские организации Санкт-Петербурга, при содействии нашего питерского коллеги Центр согласился принять В. Арбузова по последнему месту регистрации. Благодаря сотрудничеству с Всероссийской телекомпанией «Вести» был снят сюжет о проблеме Владимира, который, в свою очередь, увидел лидер музыкальной рок-группы «ДДТ» Юрий Шевчук и решил оказать финансовую помощь для перелета Владимира в городе Санкт-Петербург.
 
Пройдя все необходимые медицинские комиссии, В. Арбузов, при поддержке волонтеров и финансовом обеспечении перелета Ю. Шевчуком, был лично мною доставлен в симферопольский аэропорт, откуда отправился в Санкт-Петербург, где его встретили представители аппарата местного омбудсмена, а также сотрудники  профильной организации.
 
Еще одна история, являющаяся показателем совместной плодотворной работы с исполнительными органами власти не может остаться без внимания. 
 
В адрес Уполномоченного поступило обращение директора ГКУ города Севастополя «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Наш дом» (далее – «Наш дом», Центр) Лилии Мамоновой по вопросу оказания содействия в выделении зарождающейся семье временного жилья.
 
Так, гр. Д. и гр. Г. знакомы с 12 лет, они оба являются воспитанниками «Нашего дома». В этом году ребята приняли решение создать семью, однако после регистрации брака проживать в Центре ребята не смогли бы.
 
Оба несовершеннолетних состоят на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 
Основной проблемой для зарождающейся молодой семьи являлось отсутствие жилого помещения.
 
Так, в день поступления указанного обращения, в рамках рабочей встречи с губернатором Михаилом Развожаевым, доложил о сложившейся ситуации. Михаил Владимирович, в свою очередь, поручил департаменту капитального строительства города Севастополя выделить молодой семье временное жилье из состава маневренного фонда. Уполномоченным также было направлено соответствующее ходатайство в адрес директора департамента Иллариона Гапицонова. В рамках законодательства существует практика – до момента обеспечения квартирой предоставлять данной категории граждан помещение из маневренного фонда.
 
В оперативном порядке молодой семье была найдена комната в общежитии, ключи от которой молодые получили в день бракосочетания. Важно отметить, что руководство и сотрудники «Нашего дома» оказали всестороннюю помощь семье в проведении ремонта и обустройства комнаты. Я, в свою очередь, подарил молодоженам холодильник. Таким образом, благодаря совместно проделанной работе, ребятам была оказана всесторонняя помощь и поддержка.
Молодожены поблагодарили всех должностных лиц, участвующих в разрешении их вопроса. Сейчас у ребят подрастает ребенок. 
 
Другая история касается защиты прав пожилого человека. 
 
В марте 2018 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Севастополе поступило письмо председателя Законодательного Собрания города Севастополя Екатерины Алтабаевой с просьбой рассмотрения обращения гр. Т. о необходимости помещения ее сына – А. в психоневрологический интернат.
 
Гр. А. является инвалидом второй группы по психическому заболеванию. Гр. Т. в силу объективных причин (плохое здоровье и преклонный возраст) не может должным образом ухаживать за своим сыном в периоды обострения его болезни. Кроме того, гр. А. в силу своей болезни, ни раз наносил удары своей матери, которая, в свою очередь, не имеет физических сил для самозащиты.
 
В Севастополе отсутствует психоневрологический интернат, в связи с чем возникли объективные трудности непреодолимой силы.
 
В соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Республике Крым, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 25.01.2018 г. №30, стационарное социальное обслуживание предоставляется, в том числе, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым.
 
Гр. А. является гражданином Российской Федерации и имеет регистрацию на территории Республики Крым, однако получение путевки в интернат и оформление необходимых для помещения в интернат документов является длительным процессом (очередь составляет около 200 человек), при условии, что гр. А. является инвалидом, который нуждается в постоянном постороннем уходе.
 
В мае 2018 года в рамках рабочей поездки Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой в Республику Крым, в Симферополе прошел прием граждан, в ходе которого к федеральному Уполномоченному обратилась гр. Т. с просьбой оказания содействия помещения ее сына в интернат.
 
Татьяна Николаевна Москалькова, в свою очередь, обратилась к министру труда и социальной защиты Республики Крым Елене Романовской с просьбой рассмотреть возможность помещения мужчины с ГБУ Республики Крым «Соколинский психоневрологический интернат», где ему обеспечат комфортные условия проживания и необходимый уход.
 
Поскольку заявитель и ее сын проживали на территории Севастополя, я, сотрудники департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, руководство и персонал ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница», ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» в рамках межрегионального сотрудничества с департаментом труда и социальной защиты населения Республики Крым, неоднократно проводили рабочие встречи и оказывали гр. Т и гр. А помощь и содействие в сборе необходимых документов.
 
27 августа 2018 года гр. А. был лично доставлен Уполномоченным по правам человека в городе Севастополе в сопровождении своей матери (заявителя), сотрудника департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, а также санитара ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» в ГБУ Республики Крым «Соколинский психоневрологический интернат».
 
Интернат обладает развитой инфраструктурой, высоким уровнем обеспечения «доступной среды» и комфортными условиями для жизнедеятельности граждан. В учреждении организована работа по занятости трудом, организации любительских занятий по интересам (создан компьютерный класс, творческие и художественные мастерские, организована работа библиотеки, театрального и музыкального кружков).
 
Широко практикуется участие в межинтернатных мероприятиях со своими творческими программами, концертными номерами и представлениями, проведению спортивных мероприятий (организованы спортивные команды по различным видам спорта, которые ежегодно принимают участие в спортивных мероприятиях республиканского уровня, организованных Министерством и непосредственно учреждениями (спартакиады, чемпионаты по шахматам, шашкам, настольному теннису), организации содержательно-развлекательного досуга (дееспособные граждане, не ограниченные по состоянию здоровья способностью к передвижению принимают участие в коллективных поездках на природу, посещении музеев, выставок, массовых мероприятий, концертов, кинотеатров).
 
Гр. Т. лично убедилась в профессионализме, неравнодушии и отзывчивости сотрудников интерната, а также ознакомилась с условиями будущего проживания ее сына.
 
Нельзя не сказать и о такой важной проблеме, которая проявилась в Севастополе после принятия в Российскую Федерацию, как трудности в получении жилья бывшими украинскими военнослужащими и членами их семей. Еще до Общекрымского референдума 16 марта 2014 года эти люди были брошены на произвол украинским командованием, так как не могли реализовать право на получения жилья после увольнения в запас.
 
Ситуация усложнялась тем, что бывшие украинские военнослужащие и члены их семей были зарегистрированы в воинских частях Министерства обороны Украины, которые после принятия города Севастополя в Российскую Федерацию были упразднены.
 
Федеральный омбудсмен Т.Москалькова обратила на данную непростую ситуацию внимание президента России Владимира Путина и федеральных органов государственной власти. По поручению главы в город Севастополь прибыла специальная комиссия, которая подробно изучила всю ситуацию, сложившуюся в данном вопросе. 
В результате был принят Указ президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями имеют проживающие на полуострове граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилье и уволенные до 18 марта 2018 года с военной службы из вооруженных сил и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
 
Эта норма касается и бывших сотрудников органов военного управления и воинских формирований, а также органов государственной службы спецсвязи и защиты информации Украины.
 
Кроме того, аналогичное право приобретают и члены семей бывших украинских военнослужащих, в том числе в случае, если сами военнослужащие уже умерли.
 
Тем самым было принято историческое решение в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Севастополя.
 
​​​​​​​​​​​​​​Поведайте нашим читателям о вазимодействии Аппарата уполномоченного по правам человека с надзорными ведомствами и иными государственными структурами. Какие вопросы удалось решить совместно?
 
- В условиях недружественных действий соседнего государства по отношению к жителям города Севастополя и Республики Крым в практике омбудсмена проявился целый ряд ситуаций, связанных с оказанием помощи нашим согражданам, задержанным на территории Украины.
 
Разрешение этих вопросов происходит в тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Николаевной Москальковой, федеральными органами государственной власти, Уполномоченным по правам человека в Республике Крым и правозащитными организациями.
 
Ярким примером такого взаимодействия является ситуация, которая сложилась в связи с задержанием в марте 2018 года украинскими пограничниками российского сейнера «Норд». 25 марта 2018 года судно с 10 членами экипажа было задержано в Азовском море. Капитану судна инкриминировалось «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», ему грозило до пяти лет лишения свободы.
 
В свою очередь, 4 мая 2018 года у берегов Крыма было задержано украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», которое нарушило запрет на вылов камбалы на шельфе.
 
Ситуация, которая сложилась в связи с задержанием российских и украинских моряков, в течение многих месяцев находилась на личном контроле федерального омбудсмена, а также Уполномоченных двух молодых субъектов.
 
В рамках компетенции посещал ИВС города Севастополя, встречался с задержанными. Жалоб на состояние здоровья и условия содержания заявлено не было. Той единственной проблемой, с которой столкнулись украинские моряки, была нехватка денежных средств на оплату гостиницы и питание, так как владелец судна отказался от своих обязательств как работодателя. 
 
30 октября 2018 года состоялось долгожданное радостное событие: моряки российского судна «Норд» вернулись на родную землю в российский Крым. Семеро украинских моряков также вернулись к себе на Родину. Процедура обмена прошла на границе с Украиной в пункте пропуска «Армянск».
 
Печальной страницей новейшей истории являются произвольные задержания наших сограждан, которые были вынуждены выехать на территорию Украины, чтобы подтвердить юридически значимые факты либо проведать живущих там родственников. Подробно эта проблема освещена в ежегодных докладах омбудсмена за 2019, 2020 и 2021 годы, а также в специальном докладе «Возвращение. Защита прав граждан, задержанных на территории Украины».
 
Каждое обращение, каждый случай – отдельная история. Это огромная личная трагедия конкретного человека, отчаянье и боль его близких. Здесь нет и не может быть стандартных способов разрешения.
 
Возвращение каждого задержанного нашего соотечественника на Родину – долгий процесс, который занимает многие месяцы, и даже годы. Освобождение человека из украинского плена - огромная радость для всех. 
 
Недавний такой случай – возвращение севастопольца Ивана Антонова, которого украинские силовики задержали после паломничества в Киево-Печерскую лавру в январе 2020 года. Инвалида по слуху обвинили в участии в незаконном вооруженном формировании на территории Севастополя. Мужчине грозило до 15 лет лишения свободы. Поводом для нелепого обвинения стала единственная фотография из социальных сетей. 9 мая Иван взял у знакомых военную форму с памятной медалью участника Русской весны. Работа по освобождению нашего соотечественника велась больше двух лет. По моей просьбе губернатор города Севастополя Михаил Развожаев принял решение о выделении ежемесячной материальной помощи Ивану, что помогло ему обеспечить базовые потребности в период пребывания на территории Украины.
 
Отмечу, что после начала спецоперации проблема возвращения наших сограждан, задержанных властями соседнего государства, приобрела особую остроту.
 

 Скажите, пожалуйста, на что в основном нацелены проводимые вами мероприятия, и удалось ли достичь желаемых результатов? Какое мероприятие совместно с представителями органов власти вы планируете провести в ближайшее время?

 
- Разумеется, перечисленные примеры – не единственные, которые обратили на себя особенное внимание за годы осуществления моей деятельности в сфере защиты прав человека.
 
Деятельность, осуществляемая омбудсменом, направлена на реализацию основных задач, определенных статьей 2 Закона города Севастополя от 26 июня 2015 года № 159-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в городе Севастополе».
 
В том числе, обеспечение повышения уровня правовых знаний среди населения и осуществление координации деятельности органов государственной власти, их должностных лиц в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории города Севастополя.
 
В этой связи на постоянной основе осуществляется широкий комплекс мероприятий просветительского и консультационно-правового характера, целью которых является улучшение качества совместной работы субъектов правозащитной деятельности по защите прав человека. 
 
В 2022 году в преддверии Дня пожилого человека совместно с севастопольским региональным отделением Ассоциации юристов России планируется проведение Единого дня оказания бесплатной юридической помощи для людей пожилого возраста. Дата проведения – 30 сентября. Также с 1 октября 2022 года в аппарате Уполномоченного начнет работу «горячая линия» для людей серебряного возраста.
 
В рамках реализации социально-просветительского проекта «Правовой марафон для пенсионеров» совместно с представителями органов государственной власти и профильных учреждений города Севастополя предполагается проведение совместных приемов пожилых людей. В том числе, в помещении автономной некоммерческой организации «Севастопольский дом ветеранов» (ул. Ленина, д.43). 
 
Важно отметить, что «Правовой марафон для пенсионеров» проводится омбудсменом ежегодно.
Приемы в аппарате Уполномоченного (г. Севастополь, пр. Героев Сталинграда, 56) проводятся еженедельно, начиная с 15-00 каждый вторник по предварительной записи. Записаться на прием к омбудсмену можно, связавшись по следующим телефонам: +7 (8692) 41-66-00+7 978 901-19-08.
 
Говоря о выездных приемах омбудсмена, необходимо отметить, что они проводятся на постоянной основе. 
Еженедельно каждый вторник с 14-00 Уполномоченный и сотрудники аппарата на площадке волонтерского штаба «Мы вместе-Севастополь» (г. Севастополь, ул. Ленина, 39), ведут прием лиц, которые прибыли в наш город с территории Донецкой и Луганской Народных Республик, освобожденных районов юга Украины. 
 
Каждый четверг выездные приемы также проводятся в муниципальных образованиях города Севастополя (в основном, совместно с прокуратурой города Севастополя, Следственным комитетом, Росреестром), о чем предварительно размещается информационное сообщение на официальном сайте омбудсмена, а также в социальных сетях.
 
Кроме того, в основном, совместно с прокуратурой города Севастополя Уполномоченным проводятся приемы в обществах инвалидов. 
 
Начальный период деятельности института омбудсмена в Севастополе был исключительно сложным. Важно учитывать, что этот институт для нашего региона является новым, ничего подобного на местном уровне не существовало в украинский период. Организовывать работу приходилось буквально с нуля.
 
Это происходило в условиях тактики террора и блокад (торговая, водная, энергетическая, экономическая), которую применяло по отношению к жителям Крымского полуострова соседнее государство. В этой связи стало неприятным открытием нежелание международных правозащитных организаций замечать эти очевидные нарушения прав человека. Неожиданным также стало то, что, опасаясь попасть под международные санкции, целый ряд российских сервисов и кампаний предпочел не работать на территории нашего региона.
 
Детально данная ситуация описана во втором разделе упомянутого выше специального доклада Уполномоченного «Возвращение. Защита прав граждан, задержанных на территории Украины». На протяжении длительного периода времени я стремился донести правду ситуации в регионе до наших иностранных партнеров в рамках международных конференций и круглых столов.
 
Так, в 2021 году в ходе правозащитного форума «Уполномочен защищать: эффективные правозащитные практики и технологии в деятельности уполномоченных по правам человека в Российской Федерации» я проинформировал о водной блокаде Крыма Ответственного за совместную  программу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и Российской Федерации Алуаша Рашида и передал ему официальное обращение, в котором подробно изложил пагубные последствия недружественных действий украинской стороны, попросив выступить с их осуждением. К сожалению, в оценках ситуации в регионе в области соблюдения прав человека иностранные наблюдатели продолжают практиковать двойные стандарты…
 
С какими неожиданностями вам пришлось столкнуться на посту Уполномоченного по правам человека в Севастополе?
 
- Если обратиться к местным проблемам, то неожиданным стало то, что при обращении к омбудсмену люди часто не могут сформулировать, в чем именно нарушены их права. Некоторые граждане оказались в трудной жизненной ситуации вследствие излишней доверчивости и неосведомленности о своих правах и обязанностях. В этой связи вопросы правового просвещения в нашей работе имеют особую важность.
 
Ежегодно в декабре в общеобразовательных учреждениях города Севастополя в рамках Всероссийского Единого урока «Права человека» проводятся мероприятия в области правового просвещения. В рамках урока Уполномоченный и сотрудники аппарата рассказывают школьникам и студентам о правовой основе деятельности института омбудсмена в Российской Федерации и в городе Севастополе, их взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными организациями в области защиты прав граждан, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.
 
Накануне в адрес департамента образования и науки города Севастополя направляются обращения с просьбой довести до сведения руководства подведомственных образовательных организаций методические рекомендации по проведению Единого урока и включить их в процесс обучения. Аналогичные мероприятия предполагается осуществить и в текущем году.
 
К Вам за помощью, помимо севастопольцев, также могут обратиться иностранцы, беженцы из ДНР и ЛНР, освобожденных территорий Украины и лица без гражданства. Есть ли такие просьбы, заявления или они не знают о своих правах? Сколько всего беженцев приехало в наш регион? Какая помощь им оказывается?
 
- На сегодняшний день, в адрес Уполномоченного все чаще стали обращаться беженцы из ДНР и ЛНР, освобожденных территорий Украины. Важно отметить, что такие обращения поступали задолго до начала спецоперации. 
 
Так, первые обращения беженцев и иных прибывших лиц к Уполномоченному стали поступать вскоре после начала работы института регионального омбудсмена. Основными вопросами, которые беспокоят данную категорию заявителей, является приобретение права на получение гражданства, разрешения на временное пребывание, вида на жительство. Актуальными являются вопросы трудоустройства, получения государственных мер поддержки и помощи. Все поступающие обращения рассматриваются в порядке и сроки, определенные действующим законодательством.    
 
По нашим источникам, после 24 февраля 2022 года в регион прибыло более 17 тысяч беженцев. Ситуация осложняется тем, что город Севастополь не был определен Правительством России как регион, в которых распределяют беженцев. Однако люди приезжают в наш город и просят о помощи.
 
Жители освобожденных районов юга Украины и республик Донбасса остро нуждаются в удовлетворении базовых прав и потребностей: питании, проживании, средствах к существованию. Оказание им поддержки и помощи – процесс, в который вовлечены различные силы: органы государственной власти, профильные учреждения, общественные и религиозные организации. При этом особую значимость имеет деятельность волонтерских организаций.
 
В этой связи особенно важно отметить ту большую работу, которую делают волонтеры регионального общественного добровольческого движения «Мы вместе – Севастополь».
 
Волонтеры осуществляют сбор заявлений на получение материальной помощи, консультируют по трудоустройству, адресно оказывают помощь по расселению, а также собирают гуманитарную помощь. Взаимодействие омбудсмена с волонтерским штабом идет с 2020 года.
 
В условиях ограничительных мер, вызванных распространением коронавирусной инфекции, Уполномоченный и сотрудники аппарата вступили в ряды волонтеров, и осуществляли выезды одиноким инвалидам и самоизолированным, которые не могли самостоятельно выйти за продуктами и лекарствами. В дальнейшем помещение волонтерского штаба неоднократно становилось местом проведения заседаний Консультативного (экспертного) совета при Уполномоченном.
 
После начала спецоперации на площадке волонтерского штаба регулярно присутствует представитель аппарата омбудсмена. Совместно с волонтерами штаба омбудсмен и сотрудники аппарата в пределах компетенции оказывают людям, прибывшим с освобожденных украинских территорий, а также из республик Донбасса, помощь в приобретении гражданства Российской Федерации и получении свидетельств о временном убежище, трудоустройстве, медицинском обслуживании, оказании мер социальной поддержки.
 
В аппарате Уполномоченного действует «горячая линия», на которую регулярно поступают обращения лиц, прибывших с территории Украины и республик Донбасса, а также их близких.
 
 
Известно, что вы побывали с рабочим визитом в Запорожской области? Расскажите об этом подробнее. 
 
- В августе с рабочим визитом посетил Запорожскую область. В рамках визита мной проведена рабочая встреча с членом Главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области, председателем движения «Мы вместе с Россией» Владимиром Роговым. Севастополь имеет опыт перехода от украинского законодательства к российскому в области защиты прав человека и в рамках шефской помощи поможет Мелитополю адаптироваться к законам РФ.
 
Во время общения с мелитопольцами увидел социальный запрос на открытие приемной по правам человека, поскольку у людей есть вопросы, определенная неуверенность. И чтобы постараться максимально заполнить правовые пробелы, необходим опыт севастопольцев перехода от украинского законодательства к российскому. Он позволит нам помочь максимально удовлетворить потребности в защите прав граждан в Мелитополе. Силами аппарата омбудсмена для жителей Мелитополя составлена памятка о предоставляемых в России льготах, пособиях для многодетных семей, пенсионеров, инвалидов. В памятке подробно описано, кому какие льготы положены, и она будет важным подспорьем на первом этапе для информирования граждан.
 
В настоящее время Киев утратил контроль над более чем 70% территории Запорожской области. Там постепенно восстанавливается мирная жизнь, регион интегрируется в правовое и экономическое поле России, а местные власти заявляют о намерении войти в состав РФ и в сентябре провести референдум по этому вопросу. При этом Украина пытается помешать налаживанию мирной жизни, в том числе обстреливает гражданские объекты в населенных пунктах. 
 
Представительство Уполномоченного по правам человека станет возможно лишь после референдума и лишь в том случае, если жители региона выскажутся за присоединение к России. Пока же предстоит решить многие практические задачи. В том числе – об оказании помощи беженцам из других украинских регионов, которые на сегодняшний день находятся в Мелитополе в большом количестве.
 
Много вопросов связано и с оказанием социальной помощи людям, которые в ней остро нуждаются. Информация о том, какие выплаты на детей, инвалидов и представителей других социально незащищенных групп населения существуют в Российской Федерации, доведена до местных органов власти. Это поможет жителям Запорожской области более ясно представлять, на что они смогут рассчитывать в случае принятия региона в состав РФ.
 
В рамках визита также посетил общественный штаб «Мы вместе с Россией», расположенный в центре Мелитополя. Волонтеры штаба принимают адресные заявки на гуманитарную помощь от жителей, предоставляют жителям региона бесплатные продуктовые наборы, телевизионные приставки для просмотра российских телеканалов, и газовые плитки, в связи с тем, что официальный Киев отключил от газоснабжения освобожденную часть Запорожской области. Помимо гуманитарной помощи, в штабе можно получить консультацию по любому из социальных вопросов.
 
В штабе царит приветливая и дружелюбная атмосфера. Большинство волонтеров составляют молодые люди из числа местных жителей. 
 
Ранее говорилось о создании социального приюта в Севастополе. Удалось реализовать задуманное?
 
- Касательно создания приюта для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, считаю отметить следующее. 
Омбудсменом ежегодно проводится работа по поиску подходящего помещения и места для создания указанного учреждения посредством направления запросов в компетентные органы, проведения консультативно-экспертных советов, рабочих встреч и др. 
 
Важно отметить, что при нахождении подходящего помещения, деструктивная инициативная группа граждан, привлекая жителей района, осуществляет протесты созданию подобного учреждения. 
 
В Севастополе действуют 3 общественные организации, которые временно осуществляют функции приюта. Их деятельность максимально поддерживается омбудсменом. Они располагаются в жилых районах города и созданы для помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
 
Так, жалоб от жителей близстоящих домов в отношении указанных организаций и их деятельности не поступало. Таким образом, считаю, что создание приюта на территории любого района города не повлечет изменения криминогенной обстановки. Важно отметить, что во многих иных регионах Российской Федерации приюты располагаются в центральных районах городов.
 
9 сентября повторно была проведена встреча по вопросу использования здания, находящегося на ул. Ангарская в промышленной зоне, и созданию приюта. 
 
В августе 2017 года состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с представителями общественности Республики Крым и города Севастополя. По результатам указанной встречи президентом были даны поручения соответствующим высшим органам власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № Пр-1771 Правительству Севастополя рекомендовано при участии региональной общественной организации «За жизнь» рассмотреть вопрос о создании городского социального центра помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
 
К сожалению, на сегодняшний день, поручение не реализовано. 
 
С целью реализации указанного поручения и создания в городе Севастополе указанного центра, Уполномоченный неоднократно обращался в адрес Овсянникова Д.В. и работающего при нем Правительства о создании приюта на базе нынешних нежилых помещений по адресу: Толстого, 51.
 
По указанному адресу до 2015 года располагалось стационарное отделение для семей, оказавшихся в кризисной ситуации. Однако на указанные предложения поступили отказы. Работа по созданию указанного центра проводится омбудсменом на постоянной основе. 
 
 
 
 
Материалы по теме: