#МИР

Порядок защиты прав человека в Севастополе: что необходимо знать?

 
Порядок защиты прав человека в Севастополе: что необходимо знать?
Фото из личного архива омбудсмена
 
10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая декларация прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека. Конституцией РФ провозглашены основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения (ст. 17). 10 декабря мы отмечаем Международный день прав человека. Но бывают ситуации, когда эти права по тем или иным причинам нарушаются.

В Севастополе успешно выполняет свою благородную деятельность по профилактике и устранению таких нарушений Аппарат Уполномоченного по правам человека. Омбудсмен в городе Севастополе Павел Юрьевич Буцай рассказал о работе регионального Аппарата Уполномоченного по правам человека и об итогах его деятельности за текущий календарный год, о перспективах, достижениях, новых задачах.

Фото из личного архива омбудсмена

- Павел Юрьевич, расскажите об основных направлениях работы Аппарата Уполномоченного по правам человека в Севастополе.

- В условиях проведения специальной военной операции, географической близости нашего региона к зоне боевых действий, сохраняющейся угрозы террористических атак приоритетными направлениями деятельности института регионального омбудсмена являются вопросы поддержки наших воинов и их близких.

Предметом постоянного мониторинга остаются вопросы обеспечения безопасности и доступности укрытий на случай воздушной тревоги. Продолжает осуществляться взаимодействие с волонтерским движением. В рамках данного направления деятельности Уполномоченный и сотрудники Аппарата обеспечивают передачу волонтерам медикаментов и предметов первой необходимости, которые в дальнейшем доставляются нашим воинам.

При этом продолжают сохранять актуальность вопросы, которые непосредственно не связаны с текущим моментом, однако затрагивают права и законные интересы многих людей. Их урегулирование происходит в рамках рассмотрения жалоб и обращений, личного приема граждан, а также в ходе рабочих встреч с представителями органов государственной власти, общественных организаций и профильных учреждений.

- Какие права жителей Севастополя оказались самыми уязвимыми в уходящем году? Сколько жалоб поступило омбудсмену в 2024 году?

- Наиболее часто в 2024 году граждане обращались по вопросам восстановления нарушенных прав в сфере ЖКХ, пенсионного обеспечения, получения мер социальной поддержки.

Общие показатели работы омбудсмена в городе Севастополе, анализ ситуации в сфере соблюдения прав человека будут приведены в моем ежегодном докладе за 2024 год, который будет опубликован на официальном сайте Уполномоченного после представления информации на плановом заседании Законодательного Собрания города Севастополя.

- В чем Вы видите причину нарушений прав граждан?

- Причины самые разнообразные. Например, невнимательность отдельных сотрудников государственного органа, неправильное понимание требований действующего законодательства РФ. Последнее особенно актуально в вопросе пенсионного обеспечения жителей новых территорий, прибывших в Севастополь.

Часто эти люди по независящим от них обстоятельствам не могут представить необходимые документы, поскольку те утрачены или недоступны для запроса с территории Украины. Соответственно, заявители получают отказ СФР в городе Севастополе в назначении пенсии и социальных выплат. В данном вопросе Аппарат Уполномоченного взаимодействует с правозащитными организациями, помогает в судебной защите прав таких граждан, составляет заключения для суда, принимает участие в судебных заседаниях.

Это не единичные случаи и к ним нужно относиться очень серьезно, поскольку формируется новая практика региона в решении конкретной проблемы.

Как и куда осуществляется прием жалоб граждан? Какой алгоритм действий должен быть со стороны человека, который хочет обратиться со своей проблемой?

- Обратиться к Уполномоченному по правам человека с письменным заявлением, жалобой можно, записавшись на личный прием по телефонам: +7(978)90119088(8692)41-66-00. Можно подать обращение по электронной почте: ombudsman@sev.gov.ru либо направить по адресу: 299040, г. Севастополь, проспект Генерала Острякова, 87. В обращении укажите свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому будет направлены ответ, суть обращения, личную подпись и дату. В случае необходимости к обращению могут быть приложены документы и материалы либо их копии.

- Как взаимодействуете с Уполномоченным по защите прав ребенка? Бывали случаи, когда подопечный Уполномоченного по защите прав ребенка переходит под Ваш контроль?

- Взаимодействие с Уполномоченным по правам ребенка в городе Севастополе Мариной Леонидовной Песчанской имеет огромное положительное значение для разрешения трудных жизненных ситуаций, в которых оказались заявители и их близкие. Примером совместной работы с детским омбудсменом служит обращение гр. Н. Инвалид 1 группы с детства, молодой человек нуждался в обеспечении доступности жилого помещения. Семья проживает на пятом этаже многоквартирного дома, лифт в доме отсутствует. Для того, чтобы выйти из дома с самого детства мама носила сына на руках, время шло, сын взрослел и справляться с этими обстоятельствами становилось тяжелее. Подъем сына на пятый этаж и спуск его вниз стало для мамы заявителя непосильной задачей.

До достижения совершеннолетия данное обращение находилось в ведении детского омбудсмена, которая обратилась в мой адрес по вопросу дальнейшего содействия в скорейшем разрешении данной проблемы.

Семья заявителя обратилась за помощью в органы Прокуратуры города Севастополя, районной прокуратурой было подготовлено исковое заявление в суд с требованием выполнить мероприятия по приспособлению жилого помещения заявителя и общего имущества многоквартирного дома в целях обеспечения условий доступности для инвалида. Обращаясь к Уполномоченному, заявитель просил поддержать его в судебном заседании.

Требования прокурора были удовлетворены судом, однако, спустя время, заявителю было предложено комфортное для проживания жилое помещение на первом этаже многоквартирного дома на условиях социального найма. Гр. Н. согласился с данным предложением и ждет, когда все документы будут оформлены надлежащим образом, впереди подписание мирового соглашения и переезд в новое, доступное для него жилье.

- Считаете ли вы необходимым расширять правовое просвещение жителей Севастополя, в чем оно должно выражаться и каким образом этого можно достичь? На какие сферы в области защиты прав человека уже сегодня необходимо делать акцент, чтобы сокращать их нарушения в будущем?

- В состав Российской Федерации город федерального значения Севастополь был принят в марте 2014 года. Несмотря на то, что определенный законодательством переходный период завершился 01 января 2015 года, практика правового просвещения граждан продолжает сохранять остроту. Просветительская работа является одним из ключевых направлений деятельности омбудсмена.

Так, в рамках работы с обращениями граждан даются письменные консультации о правах заявителя, способах их защиты; осуществляется ежедневное устное консультирование граждан по вопросам защиты их прав. Правовая помощь оказывается всем обратившимся независимо от социального статуса и материального положения.

Кроме того, совместно с органами государственной власти и профильными учреждениями реализуются различные мероприятия публично-просветительского характера (научно-практические конференции, круглые столы, конкурсы, семинары, совещания).

Также информация о правах человека, формах и методах их защиты размещается в средствах массовой информации, в учреждениях и организациях, на официальном сайте омбудсмена и в социальных сетях.

Например, в условиях специальной военной операции, в связи с принятием целого ряда изменений в действующее законодательство большое значение имеет информирование граждан из числа военнослужащих и членов их семей о мерах социальной поддержки.

Безусловно, под вниманием омбудсмена находятся проявления провокационного поведения лиц, которые распространяют ложную информацию о целях и задачах спецоперации, решениях высшего политического руководства страны.

В этой связи подготовлена брошюра «Ответственность за распространение заведомо ложной информации и публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».

Задача настоящей брошюры – помочь гражданам не попасть под влияние ложной, непроверенной информации, избежать необдуманных поступков. Электронная версия брошюры опубликована на официальном сайте омбудсмена и находится в свободном доступе.

- Как Уполномоченный по правам человека взаимодействует с Законодательным Собранием Севастополя и способствует ли это взаимодействие одобрению законодательных инициатив, направленных на защиту прав человека?

- Я принимаю участие в сессиях Законодательного Собрания города Севастополя, а также в заседаниях комитетов и комиссий. По вопросам защиты прав человека мною проводятся рабочие встречи с председателем севастопольского Парламента Владимиром Владимировичем Немцевым и представителями депутатского корпуса.

В рамках взаимодействия до сведения парламентариев и Председателя Законодательного Собрания города Севастополя доводится информация об актуальных проблемах, требующих законодательного урегулирования. Формой взаимодействия с Законодательным Собранием города Севастополя является представление ежегодных и специальных докладов Уполномоченного.

Также осуществляется обмен информацией в ходе рассмотрения обращений граждан. Взаимодействие с Председателем Законодательного Собрания города Севастополя, а также с представителями депутатского корпуса осуществляется в рабочем порядке.

- Какие изменения произошли в работе Аппарата Уполномоченного по правам человека с началом Специальной военной операции?

- Помощь бойцам СВО и членам их семей находятся в числе приоритетных направлений деятельности региональных омбудсменов. Обращения военнослужащих и их близких рассматриваются Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Севастополе в приоритетном порядке. Я посещаю госпитали, воинские части и полевые лагеря. В начальный период СВО мною совершались поездки на новые территории по вопросам оказания содействия в информировании местных жителей об основных вопросах, возникающих вследствие перехода в российское правовое поле.

В январе 2024 года принял участие в гуманитарной поездке в Херсонскую область в составе Крымской епархии, в ходе которой посетил несколько войсковых подразделений и передал бойцам генераторы, теплые вещи, спецоборудование. В аппарате Уполномоченного действует горячая линия по приему обращений военнослужащих, членов их семей, а также вынужденных переселенцев.

Значимой инициативой Уполномоченного по правам человека является организация курсов обучения сестер милосердия, проводимых специалистами московского Учебного центра больницы Святителя Алексия. Вопросы организации курсов обсуждались в рамках рабочего совещания, которое состоялось в Покровском соборе города Севастополя, и в котором приняли участие руководитель Специального гуманитарного центра Крымской митрополии протоиерей Дмитрий Кротков, настоятель храма Вознесения Господня г. Севастополя протоиерей Борис Кравец, а также Заров Алексей Юрьевич - директор и главврач больницы святителя Алексия митрополита Московского (г. Москва).

Для организации курсов сестер милосердия предоставлено помещение офиса Аппарата Уполномоченного по правам человека (г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 87). В настоящее 70 выпускниц сестринских курсов работают в военных госпиталях, расположенных в городе Севастополе и на территории Республики Крым (город Симферополь).

В настоящее время курсы сестер милосердия продолжают свою работу на территории города Севастополя, и со стороны омбудсмена им оказывается всесторонняя поддержка и помощь.

Фото из личного архива омбудсмена

Фото из личного архива омбудсмена

Что делать родственникам, которые потеряли связь со своим близким-участником СВО?

- Обратиться в мой адрес. Отмечу, что уже за несколько лет СВО в практике омбудсмена отработан правовой механизм помощи людям, чьи близкие родственники были задержаны на территории Украины. Я незамедлительно информирую о поступившем обращении федерального омбудсмена. При необходимости запросы направляются в адрес Уполномоченных Донецкой и Луганской Народных Республик. Совместными усилиями мы пытаемся помочь заявителям восстановить связь с их близкими.

- Как осуществляется взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Севастополе с Министерством обороны РФ в целях обеспечения прав военнослужащих по призыву, прав граждан на альтернативную гражданскую службу, жилищных прав военнослужащих и членов их семей?

- Распоряжением Губернатора города Севастополя Михаила Владимировича Развожаева я и мой помощник включены в состав городской и районных призывных комиссий, и принимаем участие в их работе в ходе проведения призыва граждан на срочную военную службу. Кроме того, взаимодействие с военными комиссариатами Севастополя осуществляется в рамках рассмотрения обращений граждан, в ходе подготовки ежегодного и специальных докладов, а также в ходе рабочих встреч.

С особым вниманием нами рассматриваются обращения о замене срочной военной службой по призыву альтернативной гражданской службой. Извещаем военные комиссариаты. Заседания комиссий, на которых рассматриваются данные заявления, проводятся с обязательным нашим участием. Вопросы защиты жилищных прав военнослужащих и членов их семей рассматриваются в тесном взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации, а также командованием Черноморского флота.

- Как осуществляется взаимодействие Уполномоченного по правам человека с правоохранительными органами?

- В связи с тем, что нередко вопросы, изложенные в обращениях граждан, требуют проведения проверочных мероприятий по линии правоохранительных органов, важность совместной работы является очевидной. Особенно тесное взаимодействие осуществляется с органами прокуратуры города Севастополя. На регулярной основе принимаем участие в совместных приемах граждан, которые проводятся в организациях и муниципальных образованиях города.

Участие сотрудников прокуратуры позволяет буквально на месте разрешить отдельные вопросы. Столь же важно взаимодействие с территориальными органами Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, а также УМВД России по городу Севастополю, Управлением по вопросам миграции, а также районными отделами полиции. Данное сотрудничество проявляется как в ходе проведения совместных приемов граждан, так и в рамках обмена информацией при подготовке аналитических документов, в ходе рассмотрения обращений.

Есть в Вашей практике случаи, когда людям необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела? В чью пользу разрешаются такие обращения?

- Такие случаи, к сожалению, имеют место. В силу бездействия отдельных сотрудников правоохранительных органов люди, пострадавшие от противоправных действий, не могут восстановить справедливость, так как получают отказ в возбуждении уголовного дела. Также встречаются ситуации, когда после возбуждения уголовного дела орган дознания, следствия на протяжении длительного периода времени не принимает мер по расследованию преступления и привлечению виновных к ответственности. Положительное разрешение подобных проблемных вопросов происходит в тесном взаимодействии с органами городской прокуратуры.

Так, в мой адрес обратилась гр. Ф., которая ранее обращалась в компетентные органы с заявлением о хищении денежных средств и ценного имущества. Кроме того, гр. Ф. подавала заявление о незаконной эксплуатации ее автомобиля иным гражданином. По результатам проведенной проверки участковым уполномоченным полиции в возбуждении уголовного дела по признакам преступления было отказано. В связи с чем гр. Ф. выразила несогласие с принятым решением.

В рамках рассмотрения обращения я обратился в прокуратуру Гагаринского района города Севастополя с просьбой провести проверку доводов, изложенных в обращении, и, при наличии достаточных оснований, принять возможные меры по защите прав гр. Ф. По результатам рассмотрения, в порядке надзора за исполнением законов, прокуратурой района признано незаконным и необоснованным, в связи с чем отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, указано о необходимости проведения конкретных проверочных мероприятий, позволяющих установить объективные обстоятельства произошедшего.

- Находятся на контроле Уполномоченного по правам человека вопросы, связанные с домашним насилием? Как считаете, почему до сих пор не принят соответствующий закон, что мешает?

- Поступающие в мой адрес обращения, в которых содержится информация о возможных насильственных действиях, направляются в правоохранительные органы, которые обладают необходимыми полномочиями для пресечения противоправного поведения и привлечения виновных к ответственности. При этом необходимо учитывать специфику сферы семейно-правовых отношений. Согласно статье 12 Всеобщей декларации прав человека, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Согласно статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Считаю, что совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия должно учитывать и не противоречить вышеуказанным нормам и принципам.

- Как относитесь к вопросам реформирования системы исполнения наказаний в Российской Федерации? Помогаете подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений жителям Севастополя, в защите их прав в местах принудительного содержания, в вопросах недопустимости применения к ним физического и психологического насилия; в контроле за условиями содержания под стражей, а также в изменении меры пресечения; в вопросах организации медицинской помощи в местах принудительного содержания; в вопросах перевода осужденных в колонию ближе к месту жительства их родных?

- Уполномоченный и сотрудники аппарата регулярно посещают места содержания под стражей и отбывания наказания, изучают условия пребывания находящихся там лиц, проводят выездные приемы. Данная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, общественными наблюдательными комиссиями. В рамках рассмотрения обращений лиц, содержащихся под стражей, а также их близких, принимаются меры по оказанию им возможной поддержки и помощи. В том числе, направляются ходатайства о переводе осужденных в колонию ближе к месту жительства их родных, либо изменении меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.

Отвечая на Ваш вопрос относительно реформирования системы исполнения наказаний в Российской Федерации, отмечу, что с 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 06 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Принятие данного правового акта является давно назревшей необходимостью.

Нередко причиной совершения новых преступлений является именно невостребованность бывших заключенных, сложность найти работу. Если же таким людям окажут необходимую поддержку, этого можно будет избежать.

Закон № 10-ФЗ - первый в истории нашего государства федеральный закон, который предлагает комплексную систему оказания помощи людям, находящимся в местах лишения свободы или отбывающим наказание, не связанное с лишением свободы.

В настоящее время в городе Севастополе ведется работа по организации исправительного центра, а также создания условий для организации центра пробации. Это непростая задача, решению которой препятствуют объективные сложности, связанные, например, с выделением земельного участка для организации исправительного центра, подведением к нему коммуникаций водо- и газоснабжения.

На правах члена Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю я принимал участие в обсуждении данного вопроса.

- Что для защиты прав инвалидов планируется сделать в ближайшее время?

- В практике омбудсмена имеется положительный опыт в вопросах оказания помощи данной категории граждан, в том числе, в области обеспечения санаторно-курортным лечением, а также доступной средой. Совместно с органами Прокуратуры города Севастополя в организациях и объединениях инвалидов проводятся выездные приемы, в ходе которых принимаются обращения и даются разъяснения правового характера относительно разрешения проблемных ситуаций. Взаимодействие осуществляется и непосредственно с руководством организаций инвалидов. Их предложения и вопросы доводятся до сведения органов государственной власти и профильных учреждений Севастополя. Данная деятельность показала свою эффективность и будет продолжена.

- Содействуете в вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению? Где и как можно получить бесплатную юридическую помощь в Севастополе?

- В ежегодных докладах Уполномоченного мной отмечается, что потребность жителей города Севастополя в получении бесплатной юридической помощи продолжает оставаться высокой. Кроме того, в текущей непростой ситуации, обусловленной СВО, расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Это участники спецоперации и члены их семей. Важно отметить, что использование данного инструмента защиты прав имеет огромное положительное значение для урегулирования трудных жизненных ситуаций, в которых оказались наши воины и их близкие.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданам, принадлежащим к льготным категориям граждан, имеющим право на ее получение, необходимо обратиться в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.

Кроме того, оказание правовой помощи осуществляется в студенческой правовой консультации (юридической клинике), созданной на базе юридического института Севастопольского государственного университета. Прием ведется по адресу: г. Севастополь, ул. Университетская, 33. Режим работы юридической клиники: каждый вторник с 14.00 до 16.00, ауд. Б-306; тел.: +7 (8692) 41-77-41 доб. 1375; E-mail: ti-jurist@sevsu.ru.

- Взаимодействуете с коммерческими и некоммерческими организациями Севастополя? По каким вопросам консультируете их, с какими просьбами они обращаются?

- Отмечу взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, занимающимися оказанием помощи людям в трудной жизненной ситуации. Особо отмечу деятельность АНО «За Жизнь», АНО «Андреевский дом милосердия», АНО «Тихая гавань», АНО СПН «От Сердца к Сердцу». Представители этих организаций также информируют меня о случаях, когда необходимо принятие скорейших мер по оказанию поддержки и помощи нуждающимся людям.

Так, по обращению руководителя АНО «Андреевский дом милосердия» Андрея Таныгина в этом году получил положительное решение вопрос по определению его подопечного гр. П. – парализованного незрячего инвалида в ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов». С целью оказания всесторонней помощи я обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с ходатайством оказать возможное содействие в определении гр. П. в дом-интернат. По результатам рассмотрения ходатайства, гр. П. оформлена индивидуальная программа адаптации гражданина без определенного места жительства и занятий, кроме того, за ним закреплен социальный работник ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания».

Оказывает ли Правительство Севастополя поддержку в Вашей работе? В чем поддержка выражается?

- В первую очередь, отмечу ту большую работу на благо жителей Города-Героя, которую ежедневно проводит губернатор города Севастополя, Михаил Владимирович Развожаев. Он выработал предельно прозрачную систему взаимодействия с гражданами через свои страницы в социальных сетях. Это способствует скорейшему принятию необходимых решений, и выработке организационно-правовых механизмов для урегулирования возникающих проблемных вопросов. Взаимодействие с Губернатором особенно значимо в вопросах, связанных с мобилизацией многодетных отцов.

По результатам рассмотрения данной категории обращений (в том числе, поступивших в мой адрес) Михаилом Владимировичем принимались решения об отмене призыва данной категории граждан, в результате отцы и мужья возвращались назад к своим семьям. В свете ужасной трагедии – ракетной атаки со стороны ВСУ, произошедшей 23 июня 2024 года, приведшей к массовым человеческим жертвам среди отдыхающих на пляже «Учкуевка» в экстренном порядке были подготовлены рекомендации об усилении мер безопасности, которые были реализованы Правительством Севастополя.

На регулярной основе мной осуществляется взаимодействие с губернатором, его заместителями, руководителями профильных Департаментов. Как в рамках рассмотрения обращений граждан, так и по системным вопросам.

Важный пример поддержки осуществляемой нами деятельности со стороны губернатора и Правительства Севастополя – то, что в этом году мы переехали в новый офис, расположенный на проспекте генерала Острякова, оборудованный по последнему слову техники и безопасности, с доступной средой для инвалидов.

В этой связи считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность губернатору города Севастополя Михаилу Владимировичу Развожаеву за оказываемую нам поддержку и помощь.

Марина Мстиславская, фото автора
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: