В Госдуму внесен проект закона о признании недействительным решение о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Законопроект под номером 572350−8 озаглавлен как «О признании недействительным с момента принятия решения 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
Авторы — депутат Константин Затулин и сенатор Сергей Цеков.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект направлен «на очищение правового наследия» России как правопреемника СССР и РСФСР «от ничтожных актов, не имевших правовых оснований, но порождавших беззаконие, политические преступления на почве злоупотреблений властью», чем был нанесен «огромный ущерб суверенным правам» государства и интересам российского народа.
Решение о передаче полуострова авторы называют «политическим произволом» и ссылаются на ряд документов — в частности, на акт президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года «Об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» с грифом «Строго секретно» (был рассекречен в начале 1990-х).
«Этот документ был рожден в недрах центрального аппарата КПСС и не согласовывался с государственными органами РСФСР. На момент обсуждения вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС самих документов от республик РСФСР и УССР не существовало — можно предположить, что они еще и не знали, какой сюрприз им приготовил Н.С. Хрущев», — утверждают они.
5 февраля 1954 года Совет Министров РСФСР принял постановление о передаче Крыма, после чего его одобрил президиум Верховного Совета РСФСР. Президиум Верховного Совета УССР принял соответствующий документ 13 февраля. 26 апреля Верховным Советом СССР был принят закон о передаче Крымской области Украинской ССР, это было сделано «в один день, без обсуждений и тайного голосования — посредством поднятия рук», говорится в записке.
Парламентарии считают, что описанная процедура «отторжения Крыма от РСФСР» нарушила Конституции СССР и РСФСР, поскольку, в частности, согласно п. «г» ст. 14 Основного закона СССР 1936 года, «союзные органы государственной власти не были наделены правом принятия решений о передаче территорий от одной союзной республики к другой союзной республике», а «в их ведении было лишь полномочие по утверждению изменений границ между союзными республиками».
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»