Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
Водителям, которые управляют автомобилем без полиса ОСАГО, сейчас грозит максимальный штраф в 800 рублей. Если такой автовладелец является виновником ДТП, пострадавшему в аварии сложно получить возмещение ущерба. Чтобы исправить ситуацию, депутаты Кабардино-Балкарии предложили увеличить штраф за повторное вождение без ОСАГО до 5 тысяч рублей. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении на пленарном заседании 26 ноября.
Обязанность владельцев машин страховать гражданскую ответственность установлена законодательством. В первую очередь эти нормы направлены на защиту прав потерпевших, возмещение вреда участникам дорожно-транспортных происшествий.
«Именно наличие полиса ОСАГО у виновника происшествия защищает потерпевших в ДТП и гарантирует им право на компенсацию вреда здоровью или имуществу», — сказано в пояснении к законопроекту.
Если у виновника аварии нет полиса, пострадавшие должны обратиться с иском в суд и потребовать возместить ущерб.
Ответственность за вождение без полиса предусмотрена статьей 12.37 Кодекса об административных правонарушениях. Максимальный штраф составляет 800 рублей, ответственности за повторный случай нет. При этом, если уплатить взыскание в течение двадцати дней, предоставят 50-процентную скидку. Наказание в 400—800 рублей не останавливает нарушителей. В Кабардино-Балкарской республике в 2023 году выявили почти девять тысяч водителей без ОСАГО.
По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниила Бессарабова, депутаты парламента Кабардино-Балкарии предлагают дополнить статью 12.37 новой частью, предусматривающей ответственность за повторное управление машиной без страхования гражданско-правовой ответственности. Согласно инициативе, штраф составит 3—5 тысяч рублей.
«Авторы законодательной инициативы отмечают, что существующие меры административной ответственности представляются недостаточными и не способствуют превентивной цели административного наказания», — сказал Бессарабов.
По его словам, сегодняшняя ситуация создает нагрузку на судебную систему, потому что потерпевшие вынуждены обращаться за возмещением ущерба в суд.
«Составлять протоколы и рассматривать указанные административные дела будут должностные лица полиции», — пояснил депутат. В Госдуме считают, что повышение штрафа в шесть раз поможет исправить ситуацию. Бессарабов отметил, что действующие санкции для тех, кто ездит без полиса ОСАГО, были установлены еще в 2002 году.
Комментируя документ, глава Комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов отметил, что в скором времени отсутствие полиса будут фиксировать через фото- и видеофиксацию.
«С учетом такого количества камер, которые есть у нас, можно штрафов в течение дня набрать столько, что придется продавать автомобиль», — сказал депутат.
Он напомнил, что после оформления страховка начинает работать только на следующие сутки. Этот момент надо учесть при подготовке проекта ко второму чтению.