#МИР

О трудном подростке замолвите слово…

 
О трудном подростке замолвите слово…
 
В последнее время государство создает центры и объединения для одаренных детей. Мелькают в СМИ названия «Сириус», «Кванториум», Малая академия наук, «Артек».
 
 
Для талантливых проводят Всероссийские и городские Олимпиады, конкурсы, в Министерстве образования и науки РФ разработана концепция государственной поддержки одаренных детей. Сформирована ли такая программа для детей с низким интеллектом, слабой работоспособностью и обучаемостью?
 
По опыту многих школ, можно наблюдать, что таких учеников или не замечают, или активно агитируют их родителей пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) на наличие, например, умственной отсталости. Проблема снимается сама собой и педагогическому составу меньше головной боли.
 
Как правило, в школьной среде уже в начальной школе к трудным детям приклеиваются ярлыки «двоечник» и «хулиган». Заниматься с такой категорией некогда и некому. А ведь опыт легендарной республики ШКИД, знакомой нам с детства, никто не отменял. И хоть там и не было особой педагогики, а сплошные эксперименты и терпение - многих «отпетых» получилось вывести в люди.
 
Так что же мешает сегодня превратить трудных ребят в гармоничную личность?!

«Таких детей не привлекают к городским и общешкольным мероприятиям, о том, как они будут дальше идти по жизни, мало кто задумывается и беспокоится. Да, на словах их должны окутать вниманием, заботой, вовлечь в различные индивидуальные и массовые мероприятия. А на деле-полное безразличие. В большинстве случаев такие дети просто выброшены за борт счастливой и творчески окрашенной жизни», - прокомментировала наш вопрос Валентина Сытник, бывший директор севастопольского Дворца детства и юности.
 
Сытник часто использовала собственные методы работы с трудными детьми.
 
Например, ее подопечные до сих пор вспоминают трогательные спектакли, проходящие на площадке «Союза детских организаций Севастополя» в камерной обстановке, при свечах. Все делали сами: создавали сюжеты, шили костюмы были и актерами, и режиссерами. Многие ученики через несколько лет нашли свой путь в жизни.История нашей страны знает немало примеров, когда «трудные подростки» из «гадких утят» превращались в «прекрасных лебедей». Где-то на их пути попались мудрые учителя, вовремя подставившие плечо, разглядели их талант и умение, вовлекли в интересное дело.
 
В этом году в школах некоторых российских регионов появилась новая должность — советник директора по воспитанию. Подготовка специалистов проходила в Крыму на базе международного детского центра «Артек».
 
Вместе с психологами, социальными педагогами они могли бы создать достойную команду людей-помощников и наставников. Как показывает опыт, не везде в севастопольских школах такие специалисты есть, а если и есть, то не способны на реализацию коллективной и сплоченной работы.

Опыт № 1

Например, в 38 школе, родители ученика обнаружили, что их отпрыск недостаточно активен в общественной жизни, на уроках не сосредоточен, то есть отсутствует полностью мотивация к учебе. Родители забили тревогу: подошли к школьному психологу, умоляли классного руководителя вовлекать ребенка в школьную жизнь, давать ему какие-то задания.
 
Но хождения и просьбы ни к чему не привели. Ребенок находился в эпицентре отрицательных дел и поступков, возможность совершить что-то полезное и созидательное ему не предоставили. И он направил свою энергию на баловство, безобразное поведение на переменах, игнорирование замечаний и т.д.

Психолога в школе № 38 найти было сложно, социальный педагог ни разу не подошел и не поговорил с подростком.
 
Родители остались наедине с проблемой. Возиться с «трудным» никто не желал, и педагоги дружно посоветовали пойти на ПМПК. Ученик, бряцая двойками и замечаниями, перешел в 5 класс. А тут наступила эпоха ковида со своими ограничениями, в том числе, и в школе: в пятом классе адаптация превратилась в испытание: уроки по 30 минут, новые учителя и программа, полное отсутствие возможности попасть в школу и пообщаться с педагогами.

Родители обратились к директору Департамента образования и науки Севастополя Е.Богомоловой с просьбой перевести сына в другую школу, но получили отказ. Собственно говоря, Департамент никак не отреагировал на судьбу маленького человека. Круг замкнулся, проблема не только осталась, но приобрела внушительные размеры.Опыт № 2

Много лет председатель Севастопольского регионального отделения Российского движения школьников Наталья Загородняя занимается воспитанием у детей лидерских качеств.

Тема сложных подростков ей также близка: «Обычно у таких детей поведение не соответствует общепринятым человеческим нормам, они остаются непонятыми взрослыми и, к сожалению, своими родителями. Необходимо вести адресную работу с такими детьми. Им надо доверять ответственные поручения вовлекать в активную школьную жизнь. Все индивидуально. Мы используем различные проекты, в которых все дети могут «раскрыться» и проявить свои лучшие качества, которые есть у всех детей».

Наталья Загородняя рассказала об интересном и поучительном опыте школы № 60. Там ключи к трудным подросткам подобрала советник директора по воспитательной работе Татьяна Голосова, которая прошла подготовку в «Артеке». За годы работы в учебных заведениях, она научилась слышать детей, говорить с ними на одном языке и пропускать через себя детские переживания. Занималась с самыми сложными подростками. Почти у всех были нелегкие жизненные ситуации.
 
««Таких труднее всего «вытащить». Сначала составляем план индивидуальной работы, в которой есть пункты участия школьников в общешкольных мероприятиях. Много разговариваем с такими ребятами и пытаемся выявить их увлечения, «таланты». Они должны понять свою значимость, увереннее чувствовать, поверить в себя», - делится опытом Татьяна.
 
Ее подопечные участвуют в проектах, например, «Внуки героев», посещают экскурсии в Херсонес, на 24 батарею. Но самое главное, по мнению Татьяны – постоянные доверительные беседы. Итоги ее работы – в прошлом году снято с учета в полиции 5 человек, в этом - двое.

О том, что в Севастополе растет количество трудных подростков, напоминают и представители городской прокуратуры. Статистика неутешительная – за год подростками совершено почти 40 преступлений и 170 административных правонарушений. Какой использовать опыт (автор: №1 или № 2) – на совести у тех, кто взял на себя ответственность воспитания гармоничной личности.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: