#МИР

Новое прочтение «Пиковой дамы» на сцене театра им.Луначарского

 
Новое прочтение «Пиковой дамы» на сцене театра им.Луначарского
 
Признаюсь-ждала с нетерпением встречи с бессмертным произведением Александра Сергеевича. В минувшие выходные побывала в театре им. Луначарского на спектакле «Пиковая дама».

Знакомые, присутствовавшие на премьере, предупредили, что постановка режиссера Романа Мархолиа наполнена всевозможными символами и смыслами. В любом случае интересно посмотреть разные трактовки известных творений.

Обратила внимание на афишу. Видно, что денег на нее не пожалели. Работал высокопрофессиональный художник, стильная подача образа героини. Неповторимо красивы макияж и костюм.

Выходной день, а зал был полупустой. Причем, в партере за 1300 и 1000 руб. очень много свободных мест, на балконах присутствовало оживление – там билеты дешевле.

На сайте именно они раскупаются молниеносно. Перед спектаклем есть немного времени и можно совершить культурный экскурс по театральным коридорам.
Обратила внимание на стену, где необычная подача фотографий — один и тот же актер отображен в разных образах. Красиво внутреннее убранство театра: в фойе пианино и ящик "Театральной почты", интерьеры в лепнине, канделябры, богатые люстры, на которые хочется любоваться бесконечно.

Стилистика зрительного зала похожа на многие другие российские театры. И все равно, каждый раз испытываю трепет и восторг. Словно иду по подиуму в красивом платье. Мужчин в зале, к сожалению, мало. Не знаю, по доброй воле они пришли на спектакль или нет, но все под присмотром и строгим контролем женщин.

Постановка состоит из 12 картин, у каждой свое название. Например, «игра», «похороны» и т.д.

В начале спектакля на зрителей обрушился поток музыкальных мелодекламаций, песен и даже танцев. Думаю, что все это было для того, чтобы как следует разбудить зал и привести его в состояние бодрствования.

Народ встрепенулся.

На сцене необычные декорации – кровати, которые артисты катают. Благо, что они на колесах.

Режиссер, имеет, конечно, право на свою задумку и подачу темы. На кроватях в лазарете– военные, к которым постоянно подходят медицинские сестры, ставя капельницы и, накладывая перевязки. А может это вовсе и не сестры милосердия, а дамы из карточной колоды?

Они поют и резвятся в предвкушении скорой интригующей развязки.

Молодые люди активно обсуждают карточные партии, подставляют руки для капельницы и внимательно слушают мистическую историю о трех картах. А может это уже и не офицеры, а короли, находящиеся в той же колоде.
Вот только кровати, которые поставили у края сцены, заслоняли некоторых персонажей. Например, я не смогла рассмотреть великолепный наряд еще живой графини в исполнении актрисы Юлии Нестранской. С балкона, конечно, все было видно, но в партере лучше привстать или подпрыгнуть.

В следующих «картинах» кровати стали опять возить по сцене-по «карточному столу», тасуя колоду.

Честное слово, сумасшедший дом. Но идея гениальна! Безумие и гениальность всегда ходят рядом. Не правда ли?

Спектакль «Пиковая дама», танец
Спектакль «Пиковая дама», танец
Спектакль «Пиковая дама», танец и перетаскивание кровати
Спектакль «Пиковая дама», танец и перетаскивание кровати
Спектакль «Пиковая дама», графиня с мегафоном
Спектакль «Пиковая дама», графиня с мегафоном
В центре событий оказываются ГермАнн (примечание автора: да-да, с двумя «н» и ударением на «а») и Лиза. Честно говоря, последняя меня немного раздражала.
У Пушкина Елизавета шустрая и проворная, а в прочтении нашего режиссера – заторможенная с рассеянным вниманием и неустойчивой психикой. Она все время смотрела в зал долго и проникновенно. Потом уже я поняла её порыв: одна из главных героинь находилась в поиске жениха-спасителя, который заберет её из дома вредной и своенравной старухи. Вот такая предприимчивость.

С первой минуты действия зритель слышит строки из произведения, которые читает новый персонаж — Рассказчик. Он, словно прокладывает дорожку от великого творения к нашим сердцам. И тут же подсказка для тех, кто забыл напрочь о чем повесть. А может и не читал вовсе. Рассказчик вводит нас в курс дела и цитирует выдержки из «Пиковой дамы» - бережное отношение с текстом первоисточника. Сразу все понятно.

Отдельно надо упомянуть сцену встречи Германна и Анны Федотовны. Зритель попадает в спальню старой графини. Актриса Юлия Нестранская великолепна, прекрасно играет, перевоплощаясь в исполняемую роль. Она пластична, легка и грациозна. Собственно говоря, все артисты играли убедительно, пели вживую и танцевали достойно.

В спектакле все казалось гармоничным: свет, декорации, спецэффекты, костюмы. Гармоничным до тех пор, пока графиня-покойница не стала бегать по сцене с мегафоном и выкрикивать про три карты: «тройка», «семерка», «туз».

Зачем нужна была такая клоунада? Или водевиль? Может быть, чтобы ярче показать сумасшествие Германна?

Зритель и так понял, что молодой офицер наказан за свое злодейство, жадность к деньгам и находится в психушке, раскачиваясь на детской игрушке-лошадке. Не зря её оставили в самом начале спектакля на сцене.

Вот такое необычное прочтение Пушкина увидела и услышала в театре им.Луначарского. Напрягли кровати, которые многое скрывали на сцене (во всяком случае, для тех, кто сидел в партере) и, бегающая графиня с мегафоном.

Зрители аплодировали стоя, какое-то время не отпуская артистов. Вдали от столичной суеты становишься искреннее, добрее и снисходительнее ко всему, что тебя окружает.

Как бы не играли на сцене театра им.Луначарского, театралы всегда благодарны и великодушны.

Я специально заглянула в отзывы – они самые разные, от хороших до плохих. Не всегда зритель согласен с трактовкой классического произведения. Вот и я оставляю свой отзыв, искренне желая успехов севастопольскому театру в творчестве и создании новых проектов.
Артисты выходят на поклон
Артисты выходят на поклон
После спектакля
После спектакля
Светлана Середа
Фото автора
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: