Он также отметил, что сейчас рабочая группа проводит оценку убытков, нанесенных Крыму в ходе энергетической блокады.
Ранее сообщалось, что первый иск на сумму более 3 триллионов рублей был зарегистрирован арбитражным судом Крыма по взысканию ущерба от энергетической блокады. Второй иск, поданный Общественной палатой республики, направлен на получение компенсации морального вреда в размере около 3,5 триллиона рублей.
Крым намерен инициировать вопрос признания незаконными и юридически ничтожными годы нахождения полуострова в составе независимой Украины.
«Тема, определившая нашу судьбу и загнавшая крымчан против их воли в состав независимой Украины, должна получить четкую юридическую оценку. Нахождение Крыма в составе независимой Украины было незаконным, также как и развал Советского Союза. Замечу, что и Беловежские соглашения, и сам процесс «развода» союзных республик по сути являлся антиконституционным, был от начала до конца предательским», - сказал РИА Новости глава крымского парламента Владимир Константинов.
По его словам, специальная рабочая группа также продолжает работу по обоснованию признания незаконными актов 1954 года, согласно которым полуостров был передан из РСФСР в состав УССР.
«Мы проводили в 1991 году в Крыму референдум о государственном статусе именно для того, чтобы активно участвовать в обновлении СССР, в том числе - в разработке и подписании нового союзного договора. Предательство в Беловежской пуще перечеркнуло усилия реформаторов, которые хотели радикальных перемен, но не развала страны. Но главное - оно, как и акты 1954 года, так и не получило пока юридической оценки. Такие вердикты высшей юридической инстанции необходимы для того, чтобы назвать вещи своими именами», - уточнил Константинов.
В середине декабря 2023 года председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов заявил журналистам РИА Новости в середине декабря о том, что Крым никогда не выходил из состава России, потому что передача полуострова Украине не была юридически оформлена.
«При пристальном рассмотрении этого вопроса становится очевидно, что мы никогда не покидали состава Российской Федерации, границы которой не менялись в 1954 году, а значит и в 2014-м. То есть, процесс нашего приема, передачи не только был грубым игнорированием политической воли крымчан, он не был юридически оформлен. Уж не знаю, что мешало всю эту процедуру оформить по закону. Но с другой стороны, если бы принимались юридически выверенные решения, нам бы сейчас нечего было бы оспаривать и у нас не было бы оснований для подачи обращения в суд», — сказал Владимир Константинов и особо подчеркнул, что это «правовой нигилизм».
При этом председатель Госсовета РК дополнил, что в процессе передачи Крыма в состав УССР в 1954 году было допущено рекордное число нарушений действующего на тот момент законодательства.
Сопредседатель специальной рабочей группы, глава комитета по законодательству Госсовета Крыма Сергей Трофимов также заявил РИА Новости о том, что Президиум Верховного совета СССР при издании указа о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР сослался на документ, которого не существовало.
«В своем указе Президиум Верховного совета СССР постановляет утвердить совместное представление президиумов верховных советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области, однако такого документа в природе не существовало. Изучив архивные документы, мы увидели, что никакого совместного представления президиумов верховных советов двух республик не было. Были отдельные постановления президиумов республик, разные как по форме, так и по содержанию, но совместного представления не принималось», — сказал Трофимов.
По его словам, Верховный Совет СССР не принимал решение о передаче Крыма, не утверждал новые границы республик, а просто утвердил указ своего президиума, который в своей основе ссылается на несуществующий акт и решения, принятые вне компетенции президиумов верховных советов двух республик, в нарушение всех конституционных процедур.
Он уточнил, при передаче Крыма в состав УССР была грубейшим образом нарушена юридическая основа трех конституций: СССР, РСФСР и УССР. Кроме того, не были соблюдены административно-хозяйственные процедуры и прописаны гарантии прав крымчан.
В частности, по его словам, для передачи полуострова по процедуре сначала необходимо было провести референдум в рамках РСФСР, однако этого сделано не было, мнения населения республики никто не спросил.
«В Конституции РСФСР было положение, в котором четко обозначено, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия самой РСФСР. При этом каких-либо полномочий даже у высших органов власти РСФСР для передачи территории и самостоятельного принятия решения об изменении границ РСФСР не было. Такой нормы в конституции нет.
Получается, что этот вопрос не мог рассматриваться даже на уровне Верховного совета РСФСР. Это право было только у народа РСФСР. Нужно было проводить референдум. Так что Крым юридически ни дня не находился на законных основаниях в составе УССР», — подчеркнул Трофимов.
Кроме того, по его словам, в УССР также необходимо было провести референдум о согласии принять в свой состав территорию Крыма, чего сделано также не было.
«После проведения референдумов и утверждения их итогов должны были последовать обращения в Верховный совет СССР, который мог принять решение об утверждении изменений границ между союзными республиками, но ни одна из этих процедур не состоялась», — отметил Трофимов.
На заседании президиума Государственного Совета Крыма принято решение начать работу над обращением в Конституционный Суд РФ об отмене указа президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
«Вопрос поручил проработать Научному совету по правотворчеству при Председателе Государственного Совета Республики Крым.
Считаю, что для нас настало время окончательно закрыть страницу с нахождением Крыма в составе УССР и независимой Украины. В политическом плане мы это сделали в 2014 году.
В правовом — для этого следует дать юридическую оценку процесса передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР.
Странно, что этого до сих пор не было сделано, поскольку грубые нарушения законодательства, допущенные при этом, — налицо. То такая оценка считалась несвоевременной, то боялись ею задеть какие-то чувства украинской стороны.
Они, кстати, наши чувства никогда особо не жалели. Регулярно напоминают о том, что считают Крым исконно украинским и на этом основании могут наносить по нам смертоносные удары и планировать расправу над крымчанами — в случае мифического «возвращения» Крыма под их юрисдикцию.
Вот и надо всем убедительно заявить, что наше Возвращение уже состоялось, и с политико-правовым недоразумением с нашим нахождением в составе Украины покончено раз и навсегда», — сообщал в своем телеграм-канале председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов.
Инициатива властей Крыма об отмене решения 1954 года о передаче полуострова в состав Украинской ССР вызвана задачей восстановления исторической справедливости.
«Если бы отношения между Москвой и Киевом были хоть сколько-нибудь дружественными, мы могли бы и не рассматривать этот вопрос. Но в условиях тотальной ненависти режима Зеленского по отношению к Крыму, а также постоянные заявления о «деоккупации» вынудили нас поставить точку в вопросе принадлежности региона», – рассказывал «Крымской газете» заявил председатель Общественной палаты Крыма Александр Форманчук.
Он также отмечал, что передача Крыма в состав УССР была инициативой одного лишь генсека Никиты Хрущёва и не поддерживалась остальными членами КПСС. Более того, это было сделано в нарушении действующей тогда Конституции.
«Сегодня нужно окончательно стереть все воспоминания о том периоде, когда Крым находился в составе Украины. Это вполне закономерное и своевременное решение», – подчеркивал Форманчук.
Власти Крыма начали добиваться отмены всех актов 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР.
«По моему поручению была сформирована рабочая группа по подготовке проекта обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, позволяющего зафиксировать факт нелегитимности актов, на основании которых Крымская область была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР.
Рабочая группа обсудила предшествующие решению 1954 года события и объективные факты нарушений союзного законодательства.
В результате, специалисты пришли к выводу, что ни одного основания для передачи Крыма из РСФСР в состав УССР не было.
В том числе опровергается и версия необходимости этой передачи для восстановления Крыма от послевоенной разрухи.
Согласно статистическим данным, экономическая сфера полуострова была полностью восстановлена до 1954 года, когда уже активно развивалась промышленность, сельское хозяйство, строился жилищный фонд и т.д.
О несоответствии принятых тогда актов действующему на тот момент республиканскому и союзному законодательству уже неоднократно говорилось.
Конечно, мы не сможем отменить воздействие актов 1954 года, исковеркавшее судьбы сотен тысяч людей, но констатировать ничтожность этих документов считаем необходимым.
Ведь последствия незаконного решения 1954 года крымчане ощущают до сих пор. Именно они лежат в основе западной санкционной политики в отношении Республики Крым и её граждан, подпитывают реваншистские настроения среди руководства киевского террористического режима и среди украинского общества.
Потому — мы должны сделать то, что в наших силах для восстановления правового порядка в вопросе статуса Крыма, как мы смогли восстановить историческую справедливость и политическую принадлежность нашего полуострова», - сообщал в своем телеграм-канале председатель Государственного Совета Крыма Владимир Константинов.
Крымские власти активно работают не только над восстановлением исторической справедливости, но и национализируют объекты украинских деятелей, которые сегодня выступают против России, россиян и всех крымчан.