#МИР

Монополист = ничего хорошего? Российский бизнес против единого оператора рекламы

 
Монополист = ничего хорошего? Российский бизнес против единого оператора рекламы
 
Бизнес не одобрил поправки в закон «О рекламе», согласно которым будет образован единый оператор цифровых рекламных конструкций и электронных объявлений.
 
Законопроект №160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»» (так называемый законопроект о суверенизации цифровой рекламы) был рассмотрен парламентариями 15 июля. Автор – депутат Артем Кирьянов.
 
В ходе обсуждения парламентарию пришлось отвечать на многочисленные критические замечания. Основная претензия касалась угрозы монополизации рынка с предоставлением преференций одному частному игроку. Но автор законопроекта связывал необходимость принятия документа с риском злоупотребления иностранными владельцами классифайдов (доски цифровых объявлений) и цифровых рекламных конструкций своими возможностями в условиях санкций и военной операции.
 
Согласно законопроекту, единый оператор будет устанавливать и эксплуатировать цифровые рекламные конструкции, создаст информационный ресурс для размещения информации на этих цифровых рекламных конструкциях, а также на электронных досках объявлений в интернете. Лишь через единого оператора, которым может быть неподконтрольное иностранцам юрлицо РФ, возможно разместить цифровую наружную рекламу, в том числе и на транспорте. Оператор должен обладать статусом системообразующей в сфере рекламы или входить в такую группу компаний.
 
Еще одно требование - владение собственными цифровыми рекламными конструкциями на объектах наружной рекламы и транспортной инфраструктуры, а именно вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена, остановках общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в том числе в городах федерального значения.
 
Кроме того, организация или группа компаний, в которую входит организация, претендующая на статус единого оператора, должна обладать исключительными правами на IT-программу, которая обеспечит функционирование информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений.
 
Но у Федеральной антимонопольной службе, как передает «Интерфакс», есть много претензий к содержательной и техническим сторонам законопроекта. С технической стороны – законопроект выходит за рамки закона о рекламе, предполагая отдать оператору наружную цифровую рекламы и объявления с интернете. С содержательной – ухудшится положение других участников рынка, а отсутствие конкуренции приведет к росту стоимости и рекламы, и конечных продуктов.
 
Антимонопольная служба раскритиковала и положение о том, что единый оператор сможет без торгов заключать договоры на размещение цифровой рекламы на срок 30 лет. Для остальных владельцев рекламных конструкций срок составляет 5-10 лет. С точки зрения ФАС, длительные договоры будут препятствовать вхождению на рынок предприятий малого и среднего бизнеса.
 
Также будет отсутствовать обязанность оператора согласовывать размещение рекламы с муниципалитетами и соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимом имуществе. А создание единого оператора может привести к тому, что другие игроки будут вынуждены прекратить свою деятельность в регионах, где наиболее привлекательные места расположения рекламы перейдут к монополисту.
 
Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) направила письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину («Известия» ознакомились с обращением). В организации опасаются, что с появлением оператора, сайты с объявлениями, такие как «Авито», «Циан» и многие другие, прекратят свое существование, а россияне не смогут бесплатно продавать на этих площадках свои квартиры, автомобили и вещи.
 
В Госдуме говорят, что законопроект может касаться национальной безопасности, не исключено, что у большей части подобных сайтов иностранные учредители, которые смогут распоряжаться персональными данными граждан РФ. Также растет число киберпреступлений, в том числе и за счет досок для объявлений, а новые нормы в перспективе могут позволить защитить права потребителей.
 
Поправки в закон «О рекламе», уже одобренные в первом чтении, предполагают, что частная интернет-торговля, в основном электронные доски объявлений, полностью прекратят свою деятельность, уверены в АКИТ.
 
Согласно обсуждаемому проекту, «предпринимательская деятельность по размещению электронных объявлений физических лиц о реализации товаров и услуг (работ) на территории РФ осуществляется исключительно единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений». «Иным лицам запрещено» заниматься этой работой, сказано в документе.
 
То есть с созданием единого оператора остальные компании обяжут прекратить деятельность по размещению объявлений физлиц, сделали вывод в АКИТ. При этом у нового регулятора будет право устанавливать цену за свою услугу, отметили там со ссылкой на поправки. АКИТ не поддерживает законопроект и просит исключить из него электронные доски объявлений, сказано в письме.
 
Против резонансного законопроекта ранее выступали «Авито» и «Сбер», писали СМИ. Согласно сообщениям, компании обратились к российскому премьер-министру Михаилу Мишустину и попросили организовать обсуждение поправок.
 
У пользователя должен быть выбор удобных для него сервисов и платформ, подчеркнули в «Циане». Одобрение поправок в закон «О рекламе» и включение в него классифайдов (ресурсы для объявлений физических и юридических лиц) станет катастрофой для отрасли, уточнили в «Авито».
 
Российский бизнес считает, что полная монополизация отрасли социальной электронной коммерции приведет к ухудшению качества жизни граждан и возможностей приобретать товары и услуги по низким ценам. Монополия никогда не сказывалась положительно на потребителей. Только там, где есть конкуренция, наблюдаются улучшение сервиса и приемлемые цены.
 
Источник Информер
 
 
 
Материалы по теме: