#МИР
Миграционный вопрос: выправят ли репрессивные меры ситуацию с мигрантами?

19 октября Совет Безопасности РФ обсудил новые вызовы и угрозы национальной безопасности в условиях обострения глобального миграционного кризиса, вызванного серьезными геополитическими и экономическими изменениями в мире.
На фоне ослабления карантинных ограничений после пандемии коронавирусной инфекции в этом году на треть выросло число иностранцев, прибывших в Россию преимущественно с целью трудоустройства.
Около 5 миллионов жителей Донбасса и юго-восточных регионов Украины нашли убежище в России, спасаясь от геноцида киевского режима.
Как отметил секретарь Совбеза Николай Патрушев, в этой связи назрела необходимость уточнить приоритетные задачи органов государственной власти в области миграции.
«На заседании Совета Безопасности принято решение до конца 2022 года внести изменения в действующую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, а также подготовить план конкретных мероприятий по реализации скорректированной Концепции.
Особое внимание по-прежнему будет уделено поддержке людей, прибывших из пострадавших от действий украинских неонацистов населенных пунктов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. По мере создания безопасных условий в этих регионах государство окажет всестороннее содействие их возвращению к местам постоянного проживания.
Выработаны дополнительные меры по защите наших соотечественников за рубежом, попавших в затруднительное положение в результате ярой русофобской политики недружественных государств.
Правоохранительным органам и спецслужбам поставлены задачи по выявлению членов международных террористических и экстремистских организаций, использующих миграционные каналы для совершения террористических актов и иных преступлений.
Намечены масштабные мероприятия по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов. Предусмотрены законодательные изменения, ужесточающие миграционный контроль и ответственность иностранных граждан за нарушение правил пребывания в нашей стране.
Значительное внимание обращено на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, на обучение их детей по российским общеобразовательным программам.
Даны и другие поручения Правительству России, заинтересованным министерствам и ведомствам, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, главам регионов России», — заявил Николай Патрушев.
Согласно данным аудиторов FinExpertiza, только во втором квартале 2022 года в России на миграционный учёт с регистрацией по месту пребывания встали 4,16 млн иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 3,12 млн человек (75%) — это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики.
По словам экспертов, даже эти цифры не охватывают всех тех, кто прибыл в Россию как турист, воспользовавшись безвизовым режимом. Федеральным и региональным властям предстоит большая работа, но как ее будут проводить?
Первое место в осуществлении программы занимает проект создания адаптационных центров (АЦ) для мигрантов. Напомним, что идея о создании АЦ принадлежит президенту России Владимиру Путину.
В России уже существуют миграционные центры (МЦ) — это место, куда приходят иностранные граждане, чтобы получить разрешительные документы. Но у АЦ задачи шире — не только оформить документы, но и обеспечить сопровождение нахождения мигрантов в России, в том числе ведя учёт их занятости и мест фактического проживания. Также предполагается, что АЦ будут нести функцию культурной адаптации иностранных граждан, вплоть до обучения детей мигрантов по российским общеобразовательным программам.
Второй по значимости пункт — это проведение мероприятий по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов. Как отмечают эксперты, задумка хорошая, но пока непонятно, как она будет осуществляться на практике.
Если речь идет о недопущении создания этнических анклавов, то для этого необходимо урегулировать данный вопрос законодательно. Если же речь идет об усилении проведения профилактических мероприятий сотрудниками МВД, то тогда в этом вопросе, мало, что изменится.
Третий пункт — изменение в политике выделения квот, так как нелегальный труд является главным стимулом для нелегальной миграции. Однако, как это сделать на практике, также непонятно. Какие-либо репрессивные меры в этом случае неэффективны, а экономически влиять на данную ситуацию невозможно, ведь, многие ведомства и частные фирмы заинтересованы в притоке мигрантов, просто потому, что их некому заменить.
Впрочем, по словам экспертов, большинство мигрантов, приехавших в Россию трудиться на стройках Подмосковья, очень быстро понимают, что такие же деньги можно получить, работая в качестве курьера в Москве. Но как решить эту проблему — эксперты также не знают, предлагая лишь усиление репрессивных мер в отношении липовых контор.