Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
Центробанк РФ не планирует продлевать отдельные меры поддержки, заканчивающие действие в 2024 году, так как они выполнили свою антикризисную роль. Об этом сообщает персс-служба Центробанка РФ.
Как отмечается, регулятор продолжит встраивать в регулирование те решения, которые учитывают уроки кризиса и национальную специфику банковского сектора.
Меры, которые планируется не продлевать:
Возможность применять при расчете нормативов концентрации в отношении заемщиков под санкциями льготный риск-вес (50%) и не объединять их в группу связанных заемщиков. Мера действует с 2018 года и позволила банкам, готовым работать с заемщиками под санкциями, несмотря на риск вторичных санкций, кредитовать их.
К настоящему времени ситуация изменилась. Наличие у заемщика санкционного статуса уже не оказывает существенного влияния на принятие банками решения о финансировании.
Для адаптации к отмене указанной льготы с 01.01.2025 планируется разрешить банкам:
- не рассчитывать нормативы Н6, Н7 и Н25 в отношении дочерних консолидируемых лизинговых и факторинговых организаций при выполнении ими требований к прозрачности финансирования и оценке рисков конечных заемщиков;
- для нормативов концентрации считать риск по обеспеченной части кредитного требования не на заемщика, а на гаранта либо поручителя, если риск-вес по такому обеспечению ниже или равен риск-весу кредитов, выданных самому заемщику;
- не считать риск концентрации по требованиям в рублях, если есть гарантия (поручительство) ВЭБ.РФ3, АО «ДОМ.РФ», при этом в расчет нормативов концентрации банки продолжат включать прямые требования к ВЭБ.РФ, АО «ДОМ.РФ».
Возможность не ухудшать оценку ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера (УОКХ), если финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения заемщиков (контрагентов) — юридических лиц, в отношении которых введены санкции, ухудшилось из-за введенных санкций. Мера вводилась в 2018 году, чтобы облегчить рефинансирование внешнего долга санкционных заемщиков, и позволила им адаптироваться к изменившимся условиям. Ее отмена не окажет большого влияния на обязательные нормативы кредитных организаций (КО).
Возможность для КО включать в капитал замещающие субординированные облигации, выпущенные до 31.12.2024 взамен аналогичных субординированных еврооблигаций. Мера действовала более года, и те КО, которым это требовалось, обменяли свои субординированные еврооблигации на локальные выпуски без негативного влияния на капитал и нормативы достаточности капитала.
Возможность использовать зафиксированные на 01.02.2022 рейтинги кредитоспособности международных кредитных рейтинговых агентств (КРА) для расчета показателя краткосрочной ликвидности и, соответственно, норматива краткосрочной ликвидности6, поскольку в порядке их расчета предусмотрена возможность использования рейтингов национальных КРА.
Меры, которые планируется временно продлить, в том числе с модификацией:
По 31.12.2025 — право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию9, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
По 31.12.2025 — обязанность КО раскрывать финансовую отчетность с изъятиями в части чувствительных к санкционному риску данных. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности банков. Одновременно для повышения прозрачности рынка капитала планируется отмена права КО — эмитентов полностью не раскрывать МСФО-отчетность (с сохранением изъятий в части чувствительных к санкционному риску данных). Такой подход позволит поддерживать баланс интересов между потребностями рынка в информации и необходимостью ограничивать риски для банков и их клиентов от санкционного давления.
По 31.12.2025 — возможность для КО при кредитовании бизнеса в новых субъектах Российской Федерации при надлежащем контроле за рисками не учитывать отдельные регуляторные требования и применять для определенной категории ссуд и УОКХ минимальный резерв в размере 1%, а также снизить его вплоть до нуля при наличии надежного обеспечения.
Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков, ведущих бизнес в новых субъектах. Банк России продолжит анализировать практики кредитования в новых субъектах и оценивать необходимость дальнейшей настройки регулирования.
По 31.12.2025 — возможность досрочного прекращения обязательств КО по субординированным инструментам перед лицами из недружественных стран при их выделении вместе с заблокированными активами специальному юридическому лицу.
По 31.12.2026 — действие порядка, в соответствии с которым Банк России согласовывает перечень имущества и обязательств в целях проведения банками под санкциями реорганизации в форме выделения юридического лица.
Меры, которые встраиваются в регулирование, а до интеграции могут быть продлены, в том числе модифицированы:
Рассрочка по 2032 год для КО (БГ15) по формированию резервов по невозмещаемым заблокированным активам (НЗА). В конце 2024 года резерв по НЗА должен будет составить не менее 20%, а к концу 2025 года — 30%. В 2032 году резерв должен быть сформирован в размере 100%. Для КО — РД и НКО — ЦК подходы по резервированию встраиваются в регулирование, которое начнет действовать с 01.01.2025.
Возможность для КО при оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также субъектов МСП, учредителями которых являются военнослужащие, принимать решения о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ.
Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России в целях оценки прозрачности структуры собственности КО.
В дальнейшем планируется установить перечень юрисдикций в нормативном акте Банка России, в частности для оценки прозрачности структуры собственности КО, определения порядка установления корреспондентских отношений с иностранными банками, определения порядка формирования резервов для покрытия возможных потерь. Компетенцию Банка России по установлению нормативным актом такого перечня предполагается закрепить на уровне закона.
Возможность применения риск-веса 75% при расчете нормативов достаточности капитала и концентрации по требованиям к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории Республики Крым / города Севастополя. В дальнейшем решение будет встроено в новую редакцию Инструкции по расчету нормативов и синхронизировано со сроком действия льготы для заемщиков, зарегистрированных в новых субъектах Российской Федерации, — по 30.06.2028.
Возможность включения ссуд (требований, УОКХ) МСП до 100 млн рублей (сейчас — до 50 млн рублей) в портфель однородных ссуд (требований, УОКХ) при оценке финансового положения заемщика как среднее, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности для поддержки кредитования МСП и упрощения процедуры портфельной оценки таких ссуд (требований, УОКХ).
Дифференциация поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций (РГО) по категориям качества обеспечения, учитываемого в целях минимизации размера формируемых резервов, в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития России № 76324. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков МСП.