#МИР

Мегапроект в Азии: прорыв в будущее или фантасмагория?

 
Мегапроект в Азии: прорыв в будущее или фантасмагория?
Источник: архив «ИНФОРМЕРа»
 
Россия может расширить проект транспортного коридора «Север — Юг» и помочь Узбекистану получить выход к Индийскому океану. Об этом заявил во время своего визита в Ташкент президент РФ Владимир Путин.
 
«На стадии разработки находится комплексная программа сотрудничества по развитию железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Она подразумевает поставки российской железнодорожной техники и локализацию ее производства», — сказал Владимир Путин.
 
Перспективным Путин назвал взаимодействие по проекту коридора «Север — Юг».
 
«Один из маршрутов международного коридора от России и Белоруссии до побережья Индийского океана пройдет здесь, рядом с Узбекистаном или через территорию Узбекистана. Это вполне возможно. Это очень интересно с точки зрения создания дополнительных возможностей, и в том числе выхода Узбекистана к океану», — уточнил Владимир Путин.
 
В совместном заявлении лидеров России и Узбекистана, опубликованном на сайте Кремля, говорится, что «стороны продолжат реализацию взаимовыгодных проектов в области транспорта и логистики».
 
«Дана положительная оценка итогам первого заседания рабочей группы по развитию мультимодального транспортного коридора «Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан, состоявшегося 23 апреля 2024 года в городе Термезе», — отмечается в документе.
 
Речь идет о строительстве т.н. Трансафганской железной дороги (ТАЖД), в которой заинтересован Узбекистан. Однако, осуществим ли этот проект?
 
Изначально заявлялось, что ТАЖД должна пройти по маршруту Термез — Мазари — Шариф — Кабул — Пешавар — Карачи (порт в Пакистане) — в общей сложности 600 км. Предварительная стоимость проекта — около 5 млрд долларов, а ожидаемый грузооборот — 20 млн тонн в год. 
 
Однако, красиво все это выглядит только на карте. Во-первых, потому что с учетом горной местности, а горы в Афганистане превышают 5-6 тысяч метров, сумма в 5 млрд долларов выглядит просто смехотворной. Ее, как минимум, нужно увеличить в десятки, если не в сотни раз. 
 
Во-вторых, Афганистан выглядит единым государством только на карте, в реальность же таковой страны просто не существует, так как, она поделена между различными враждующими между собой группировками. Каким образом осуществлять строительство дороги в таких условиях?
 
Стоит напомнить и о том, что когда в Афганистане ситуацию хоть как-то контролировали американцы, Китай попытался организовать ряд проектов по добыче полезных ископаемых, однако, за прошедшие десятилетия, ни один из этих проектов просто не сдвинулся с места.
 
В-третьих, внутренняя ситуация в Пакистане крайне нестабильная и страна балансирует на грани развала. При этом, значительная часть территории, пограничной с Афганистаном и Ираном, вообще не контролируется властями Пакистана.
 
В-четвертых, данный проект требует квалифицированных рабочих и инженеров, а главное — передовые технологии. Кто их предоставит? 
 
В-пятых, строительство любой железной дороги требует просчета окупаемости проекта. Какие грузы будут ввозить по этой дороге и куда?
 
Но куда как более серьезные проблемы вызывает этот проект в геополитическом плане.
 
По словам старшего научного сотрудника Института государства и права Академии наук Узбекистана Равшана Назарова, железная дорога может связать РФ с государствами Центральной и Южной Азии.
 
«Тем самым сформировать надежные сухопутные маршруты с Индией, Пакистаном, Ираном, с которыми Россия активно сотрудничает в разных форматах», — отметил Назаров.
 
Вторит ему и эксперт Центра изучения современного Афганистана и Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович.
 
«Идея со строительством железной дороги очень богатая. Это позволит России активнее выходить на очень крупные рынки Пакистана и Индии, где очень большое население, и открывает выход к незамерзающим морям Мирового океана. Оттуда можно вывозить свои товары практически в любую точку мира. Поэтому создание южного пути является одним из важных направлений политики России», — убежден Мендкович.
 
Все эти утверждения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. Начнем с того, что Индия находится фактически в состоянии войны с Пакистаном и любые проекты, связанные с Пакистаном, вызовут очень жёсткую реакцию со стороны Дели.
 
Очень напряженные отношения существуют между Ираном и Пакистаном. Дрейф России в сторону Пакистана будет воспринят как вызов Тегерану со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
 
Наконец, и Иран, и Индия крайне негативно относятся к ситуации в Афганистане, который стал рассадником терроризма и угрожает безопасности этих государств. 
 
Если все эти заявления попытаются воплотить в реальность, Россия может столкнуться с военным союзом Ирана и Индией при активной поддержке США, Франции и Великобритании. А это может привести не просто к печальным, но фатальным последствиям для России.
 
Но есть и хорошие новости. Проект ТАЖД впервые был выдвинут еще 40 лет назад. С тех пор не продвинулся ни на йоту,  а это значит, что и все нынешние заявления просто забудут уже завтра.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: