#МИР

Марина Песчанская: «Степень защиты детей Севастополя определяется ответственностью взрослых»

 
Марина Песчанская: «Степень защиты детей Севастополя определяется ответственностью взрослых»
Источник: фото автора, Марины Мстиславской
 
Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка, документ, законодательно закрепляющий права детей. В дальнейшем на Генеральной Ассамблее ООН от 20 ноября 1989 года была одобрена Конвенция о правах ребенка, которая детализирует индивидуальные права каждого несовершеннолетнего лица на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
 

20 ноября мы отмечаем Всемирный день ребенка. В преддверии этого международного праздника Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Марина Леонидовна Песчанская рассказала о своей работе, о перспективах, достижениях, текущих задачах.

- Марина Леонидовна, зачем нужны детские омбудсмены, в чем их функционал? Ведь в Севастополе есть правоохранительные органы, районные и городская прокуратуры, осуществляющие надзор по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, социальные службы, психологи.

- Институт Уполномоченных по правам ребенка - это особый государственный орган, который осуществляет деятельность по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних. Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних. Деятельность Уполномоченного и его Аппарата регламентируется Федеральным законом 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» и Законом города Севастополя от 17.04.2015 № 127-ЗС «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе». Считаю важным сказать, что вся деятельность уполномоченных по правам ребенка скоординирована по четырём направлениям, утверждённым Президентом РФ В.В. Путиным: «Подростки России», «Сопровождение через всю жизнь», «Дети в семье» и «Страна для детей». Каждая программа включает в себя конкретные направления работы, раскрывающие программные цели.

Уполномоченный своей деятельностью не подменяет другие ведомства, а дополняет работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа Аппарата Уполномоченного строится на полном комплексном понимании работы и межведомственном взаимодействии государственных органов в вопросах детства.

Например, ребенок уже воспитывается в приемной семье, а родные родители планируют восстановиться в родительских правах. Я лично изучаю ситуацию в приемной семье, анализирую, будет ли в интересах ребенка воссоединение с родной семьей, если, допустим, родные родители имеют хроническую алкогольную или наркотическую зависимость. В такой ситуации необходимо работать по нескольким направлениям: во-первых, помогать кровным родителям выбраться из того тупика, в котором они оказались, оказать всестороннюю помощь, чтобы суд имел законные основания восстановить их в родительских правах; во-вторых, необходимо понимать, как в приемной семье живется ребенку и насколько он ощущает себя в такой семье родным. Это очень тонкая, деликатная работа.

Я вхожу в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Севастополя, что помогает понимать имеющиеся проблемы, неблагополучие семей, уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе. Комиссия коллегиально принимает решения по сложившейся в конкретной семье сложной жизненной ситуации или социально опасном положении. Также в городе действует Государственное бюджетное учреждение города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям (ГБУ ЦСПСД), где на учетах стоят эти семьи, им оказываются социальные услуги. Сейчас во всех субъектах РФ проходит Всероссийская инспекция социальной помощи семьям.

В задачи Уполномоченного входит работа с конкретной семьей по обращениям, реагирование на сложные резонансные случаи. Например, родители неблагополучные, не знают, как поступить с ребенком и не хотят с ним находиться. Были случаи, когда родители звонили и просили забрать детей. В такой ситуации необходимо выстроить правильные отношения с органами опеки и попечительства, обеспечить соблюдение права ребенка на проживание в своей семье, так как отобрание ребенка возможно только как крайняя мера в случае угрозы жизни и здоровью ребенка.

- Как осуществляется взаимодействие Аппарата Уполномоченного по правам ребенка с государственными органами по вопросам защиты прав детей?

- Главное для Уполномоченного – умение наладить деловые рабочие отношения, понимание алгоритма решения вопросов, иметь все необходимые контакты, оперативность разрешения острых вопросов. Невозможно помочь ребенку, если ему нужна помощь здесь и сейчас, а мы будем направлять запросы и ждать ответы в месячный срок.

Например, разработан алгоритм помощи семьям в случае совершения различных правонарушений. В экстренных случаях сотрудники Аппарата Уполномоченного звонят в полицию и обращение Уполномоченного незамедлительно берется в работу. Большая часть обращений связана с разногласиями родителей при разводе, порядке общения с детьми при раздельном проживании родителей, по вопросам неуплаты алиментов, различных конфликтных ситуаций в школе.

Другой пример - семьи «пилигримов», то есть родителей, которые решили, что им лучше путешествовать, проживать в палатке с детьми, не учитывая погодные условия. Такие родители считают, что они ведут правильный образ жизни и делают добро своим детям, но фактически не могут обеспечить надлежащие условия жизни детям, прежде всего одежду, еду, обучение. Когда в Аппарат Уполномоченного поступает такой сигнал, действует отработанная схема выезда всех профильных государственных органов на место. Обычно это локация Фиолента, Балаклавы. Комиссия по делам несовершеннолетних ставит такие семьи на учет, а Центр социальной помощи семье и детям предлагает семье помощь. Такие родители обычно говорят, что у них семейная форма обучения. Семейная форма обучения не предполагает ежедневного посещения школы, дети посещают определенную школу, за которой закреплены, для сдачи аттестации. Я как раз считаю, что нахождение на семейной форме обучения, когда родители не могут обеспечить образование, является нарушением права ребенка.

Аппарат Уполномоченного также взаимодействует с педагогическими коллективами, научными сообществами и студентами ВУЗов города Севастополя, в частности с филиалом МГУ в Севастополе, Севастопольским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова, Севастопольским Государственным Университетом - во многих проектах: по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, просветительской деятельности и другим направлениям.

- Кто, в какой форме и по каким вопросам чаще всего обращается к Вам за помощью?

- Наибольшее количество обращений поступает от родителей, но в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка могут устно или письменно обращаться также несовершеннолетние. Уполномоченный обязан рассмотреть это обращение, помочь ребенку в той ситуации, которую он считает для себя неразрешимой.

В Аппарат Уполномоченного может обратиться любой гражданин, если считает, что его вопрос является актуальным и затрагивает интересы несовершеннолетних. Таких вопросов очень много. В последнее время, например, обращаются жители города на предмет создания безопасной среды в городе, а именно ликвидации заброшенных и недостроенных зданий. Не секрет, что заброшенные здания – это потенциальные места сбора детей, где против них совершаются преступления; где несовершеннолетние получают травмы, ведущие к инвалидности или смерти. Правительство Севастополя ведет серьезную работу в этом направлении.

Прокуратура города Севастополя тоже следит за этой темой, потому что безопасность детства – это, в первую очередь, создание безопасной инфраструктуры. Аппарат Уполномоченного обобщает полученную информацию и направляет в соответствующие органы города Севастополя, которые в судебном порядке добиваются принятия мер к обеспечению безопасной инфраструктуры. Во взаимодействии с органами власти обеспечиваем безопасность наших детей.

Также к Уполномоченному по правам ребенка в городе Севастополе обращаются граждане о содействии возвращению несовершеннолетних граждан Российской Федерации на родину. По разным обстоятельствам дети оказываются в чужом государстве, чаще всего - когда один из родителей без согласия другого увозит ребенка в другую страну, разрывая общение с отцом или матерью. Разводы - это очень сложная ситуация, когда дети становятся камнем преткновения в личных отношениях между родителями, которые забывают о психологии детей и об их ранимых душах. Во взаимодействии с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой, сотрудниками МИДа работаем над возвращением детей в их привычную обстановку.

- Как прорабатываются в Севастополе вопросы детской жестокости и насилия по отношению к детям?

- Семьи, где зафиксированы факты правонарушений по отношению к детям, а также асоциальные семьи состоят на профилактических учетах в полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, особые случаи находятся на контроле Аппарата Уполномоченного. Я тесно взаимодействую с органами правопорядка, когда ко мне обращаются с заявлениями о насильственных действиях в отношении детей: насилие в семье, применение физической силы к детям со стороны третьих лиц, других действий, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних. К примеру, в рамках правового просвещения мною был проведен ряд бесед со школьниками о понятии половой неприкосновенности, и ответственности за половые преступления. При этом выяснилось, что большинство несовершеннолетних искренне считают, что не подлежат уголовной ответственности до достижения 18 лет, бравируют этим. После полученной информации подростки начинают понимать реальное положение дел, задают вопросы, интересуются. Поэтому здесь, знаете, вопрос социальной ответственности и вопрос просвещенности нашего общества, важно, чтобы люди не думали, что это все ненаказуемо, четко знали не только свои права, но и обязанности, меру ответственности за свои поступки. Я как раз за то, чтобы все понимали, что есть закон, и его нужно выполнять.

- Как родителям понять, что ребенок подвергается давлению в школе со стороны педагогов или сверстников?

- По ребенку бывает понятно, что с ним происходит что-то неладное, это заметно визуально. Ребенок становится замкнутым, раздражительным. Ребенок либо перестает есть, либо много ест. Он может грубить, хамить. Это значит, что ребенок пребывает в каком-то нервном возбуждении. Существует ряд маркеров. Источник такого возбуждения нужно выявлять в доверительной беседе.

Кроме того, сами родители должны выявить причину, понимать, где и с кем могут быть у ребенка проблемы во взаимоотношениях. Тут самое главное - достучаться до ребенка, чтобы он эту информацию не держал в себе и рассказал, что происходит в его жизни. Многие дети переживают, что родители не так их поймут. И здесь не нужно бояться довериться близкому человеку. Ребенка важно учить не держать в себе беспокоящие его ситуации и переживания.

При поступлении обращений в подобных случаях мы с сотрудниками Аппарата отрабатываем вопрос, выясняем причину отдельно с педагогами, отдельно с родителями, отдельно с детьми. Уполномоченный особое внимание уделяет именно конфликтным ситуациям, фактам травли. Я всегда прошу классных руководителей быть внимательными к происходящему в классных коллективах, проводить профилактические мероприятия, направленные на сплочение коллектива, профилактику конфликтов и в случае чрезвычайных происшествий информировать директора, школьного психолога, проводить работу с родителями и совместными усилиями разрешать конфликт, искать выход из сложившейся ситуации. Школа ведь не только оказывает образовательные услуги, но и реализует воспитательную функцию, что закреплено в действующем законодательстве.

Вы знаете, у меня был случай, когда дети в классе даже не интересовались жизнью друг друга. Все сидели в телефонах, и когда выяснялась причина травли в отношении их одноклассницы, все были безразличны. Сплоченность класса, совместные внеклассные мероприятия, духовно-нравственное воспитание и ограничение в использовании гаджетов, борьба с интернет-зависимостью являются действенной прививкой от негативных взаимоотношений между детьми.

- Мы сейчас живем в условиях цифрового мира. Встречи сейчас больше виртуальные. Сказывается реальность такого бытия на статистике правонарушений, совершенных несовершеннолетними и совершенных против несовершеннолетних?

- Реальная жизнь изменила образ жизни и мышления всех людей, в том числе и детей. Интернет заменил множество других интересов. На самом деле это большая беда, потому что у ребенка формируется зависимость, которой потом занимаются психологи и психиатры.

Недавно проводилось межведомственное мероприятие с Комиссией по делам несовершеннолетних, представителями МВД, Департамента образования по вопросу профилактики употребления и распространения наркотиков несовершеннолетними. Рассматривали проблему вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность через сайты, на которых, завлекая обещаниями дать возможность заработать деньги, привлекают к распространению наркотиков, учат делать закладки, используют в качестве курьеров. Преступность очень изобретательна и обманчива.

Органы правопорядка с этим борются, но сами несовершеннолетние, не обладая критическим мышлением, поддаются лжи или самоуверенно думают, что их не задержат, а другие не могут осознать виновность и опасность своих действий, ведущих от закладки наркотических веществ к получению судимости.

В Интернете периодически возникают сообщества - так называемые «деструктивные группы», которые преподносят и романтизируют смерть, дают инструкцию детям, как поэтапно выполнить то или иное действие. При выявлении такие сайты блокируются благодаря оперативным действиям спецслужб. Однако позже появляются аналогичные и важно, чтобы дети осознавали опасность этих сообществ, которые зачастую создаются и управляются из недружественных стран, являясь элементом информационной войны, бьющему по самым незащищенному сознанию - детскому.

Детей надо вовлекать в кружки, в дополнительное образование, в театральную деятельность, спорт, чтобы дети проводили в Интернете как можно меньше времени и использовали его как источник информации, необходимой и важной для личностного роста, для самообразования.

- Когда семья или несовершеннолетний могут быть поставлены на Ваш особый контроль? Есть такие примеры?

- Семьи с детьми или сами несовершеннолетние могут быть поставлены на учет по различным причинам. Так, на учет в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя могут быть поставлены дети или семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи, социального сопровождения. При выявлении детского неблагополучия, неисполнения родителями своих обязанностей и привлечении их к ответственности Комиссиями по делам несовершеннолетних ставит такие семьи на учет в категории социально-опасное положение. Также за совершение правонарушений или проступков, ненадлежащее поведение дети могут быть поставлены на внутришкольный учет и на учет в полиции по дела несовершеннолетних.

В рамках работы Государственного бюджетного учреждения города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям (ГБУ ЦСПСД) оказывается помощь и социальное сопровождение нуждающимся семьям, находящихся на любом учете.

Особые случаи, требующие нестандартного решения, семьи, в которых произошли резонансные случаи находятся на контроле Уполномоченного до их разрешения. Я поименно знаю людей, которым необходима помощь, в первую очередь человеческое участие и разъяснение того алгоритма действий, которое поможет семье решить свой вопрос.

- Существуют в Севастополе программы реабилитации для семей погибших участников СВО? В чем их суть?

- Мы работаем с семьями, где есть погибшие воины, и тесно взаимодействуем с Фондом «Защитники Отечества» в Севастополе. Когда ко мне приходят жены и дети погибших участников СВО, я считаю важным лично оказывать помощь. В первую очередь, нужна поддержка, участие, психологическая помощь в преодолении сложившейся ситуации, семейного горя.

Возникает очень много вопросов в отношении детей: получение образования, других льгот. Дети участников СВО идут по льготной шкале, вот и для этого опять же необходимо знать все возможности и работать с семьей в части социализации уже в новых условиях при потере кормильца.

- Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Севастополе ведет просветительскую деятельность?

- Институт Уполномоченного по правам ребенка в городе Севастополе работает с 2016 года. С целью узнаваемости новой структуры мы очень много выступали на телевидении, в средствах массовой информации. Люди передавали друг другу информацию. Сейчас уже практически все знают о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, кто тем или иным образом связан с проблемами детства.

У нас очень много форм работы с населением: приемы, телефонные переговоры и консультации, законодательные инициативы, сайт и телеграм-канал, межведомственное взаимодействие с учреждениями и организациями города Севастополя в интересах детей.

Мы тесно взаимодействуем с Севастопольским благочинием по направлениям духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и сохранения исторической правды. У нас есть совместные проекты, в городе каждый год проходят Рождественские чтения, на которых я выступаю с докладом. Также совместно с представителями благочиния проводим работу в школах, с волонтерским центром благочиния оказываем помощь детям, проживающим в зоне боевых действий.

- Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах с Севастопольским благочинием.

- Сейчас реализуется очень интересный проект, который с текущего года Министерство просвещения Российской Федерации в рамках дополнительного образования посчитало важным вести во всех школах. Это проект «Семьеведение», который в Севастополе стартовал на три года раньше. В систему школьного образования выходили специалисты Центра по духовно-нравственному и семейному воспитанию и в рамках открытых диалогов с учениками говорили о значимости семьи. Вы знаете, дети раскрываются по-особому, потому что у каждого ребенка свой опыт в семье, у кого-то он отрицательный, у кого-то положительный. Когда специалисты задают вопросы: «Что такое семья? Как ты видишь семью?», дети говорят: «А меня воспитывала одна мама, отец не воспитывал», «А я рос в полной семье». Это здорово, когда есть и папа, и мама. И вот с ними рисовали генеалогическое древо, и знаете, дети сами просили почаще проводить такие встречи.

Помимо того, что с детьми работают специалисты Балаклавского центра, мы взяли за традицию приглашать просто хорошие семьи. Почему? Потому что зачастую дети в своих семьях не видят этих отношений, а когда приходят счастливые люди и рассказывают, в чем счастье, особенно у девочек, меняется отношение ко многим вещам, в том числе и к здоровым семейным отношениям. Дети проявляют желание создать свою счастливую семью. Необходимо преломить современную тенденцию, когда девушки делают карьеру и замуж не спешат. А юноши не слишком настойчивы при достижении целей. Когда с подростками разговаривают на такие темы, проводят цикл бесед, потом у них складывается представление о семье и смыслах жизни.

- Помогаете в трудоустройстве, в оформлении льгот для обучения в колледже или ВУЗе выпускникам детских домов и интернатов?

- Обязательно. Я держу на контроле каждого ребенка, который оказывается либо в приюте, либо в «Нашем доме», там, где дети-сироты и дети по договору с родителями в трудной жизненной ситуации. И вот сейчас мы занимаемся девочкой, которой уже 20 лет. Вот она была под опекой, у нее родители погибли, она была в семье у тети. Когда ей исполнилось 18 лет, перестали получать на нее содержание. Девочка вернулась сюда, я ей помогла поступить в колледж, но не было справки о том, что она ребенок, лишенный попечения родителей. И вот буквально вчера из отдела социальной защиты населения из Московской области мне прислали эту справку. Я отправила справку директору колледжа для того, чтобы были восстановлены права ребенка на получение стипендии, потому что она имеет право, как и все дети, лишенные родительского попечения, при обучении до 23 лет получать выплаты. Поэтому я непосредственно в каждом случае участвую, даже выхожу в суд как третье лицо для того, чтобы суд учитывал мнение Уполномоченного при вынесении решения.

- Какие с ложности возникают при контроле пунктов проведения экзаменов ОГЭ и ЕГЭ в школах, СИЗО, тюрьмах?

- При сдаче ОГЭ, ЕГЭ могут возникать случаи, допустим, у детей психологический страх перед их сдачей. Важно это учитывать, сохранять лояльность к детям, чтобы они в стрессовой обстановке не дополняли чувство переживания еще и страхом. К примеру, бывали случаи, когда дети проносили шпаргалки, и за это их могли удалить, хотя ребенок шпаргалкой не воспользовался. Тогда ребенку не разрешают далее продолжать экзамен и это значит, что ребенок срывает свои этапы поступления.

Правильно, что в этом году ввели дополнительное время, дополнительные дни для сдачи экзамена.

В СИЗО и в других учреждениях воспитательного характера, в закрытых учреждениях, обязательно организовываются пункты сдачи детьми этих самых экзаменов, ЕГЭ и ОГЭ. Никто не имеет права нарушить право ребенка на образование, это часть образовательного процесса. Но в данном случае у меня не было таких обращений по городу Севастополь. Дети наши, если помещаются в СИЗО-1, не так часто. И я, конечно, езжу в СИЗО-1 в Симферополе на предмет того, чтобы поговорить с ребенком и убедиться в соблюдении прав несовершеннолетних. Питание детей хорошее, они имеют возможность получить помощь психолога, заниматься спортом.

- На какие проблемы защиты прав детей Вы обратили бы внимание Правительства Севастополя?

- Проблема, которая стала решаться - это предоставление жилья детям-сиротам. Ведь ранее выделялись одна-две квартиры в год. А с учетом того, что очередь у нас почти 600 человек, и она может увеличиваться с каждым годом, создается большая очередь. С прошлого года проблема решается, строится социальное жилье. В прошлом году было выделено 89 квартир. Губернатор Севастополя Михаил Владимирович Развожаев как раз очень много внимания уделяет этой проблеме и находит возможность ежегодно увеличивать количество квартир для этой категории детей.

Другая проблема в здравоохранении. У нас нет столько врачей, сколько положено на количество детей, но это я объясняю объективными причинами, связанными с сегодняшними проблемами в городе.

К моей большой радости, в городе строятся детские сады, у нас уже нет проблем с местами в дошкольных учреждениях. В Севастополе строятся школы, появляются дополнительные места в школах. Другое дело, что есть желание учиться именно в той школе, а ребенок привязан по месту регистрации к другой школе. Это частные случаи, которые мы тоже решаем.

Еще одна проблема – это создание инфраструктуры для детей с неизлечимыми заболеваниями. Это дети с инвалидностью, которым необходимо обеспечить достойный уровень проживания и получения препаратов, специальное питание. Вот над этим вопросом надо потрудиться. О необходимости строительства детского хосписа в Севастополе говорят родители детей с неизлечимыми заболеваниями. Как пример, хоспис в Санкт-Петербурге, где родителям оказывается большая помощь и подспорье в воспитании таких детей, потому что им постоянно необходимо медицинское сопровождение. Родителям необходимо давать возможность хотя бы 2 часа выйти по своим делам, а не быть привязанными круглосуточно к исполнению своих родительских обязанностей.

Есть необходимость акцентировать внимание на обучении детей-инвалидов на инклюзивной форме, над этим еще надо работать, потому что очень много детей с особыми образовательными потребностями.

- Как конкретно Вы помогаете детям-инвалидам?

- Нужно выстраивать помощь каждой конкретной семье по частному обращению. Надо системно решать вопрос. Сейчас в Севастополе реализуется проект «Протокол сообщения диагноза» как одно из направлений стратегической программы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Сопровождение через всю жизнь». В соответствии с целью проекта семья, в которой родился ребенок-инвалид, получает психологическое, медицинское, образовательное, сопровождение. Во взаимодействии с Правительством города Севастополя и СРОО родителей детей-инвалидов «Особые дети» реализуем стратегическую программу по повышению квалификации врачей в части сообщения диагноза, в разработке приказа межведомственного взаимодействия в помощи таким семьям. Важно, чтобы у родителей был четкий путеводитель всех организаций, где они получают помощь для своего особенного ребенка.

Когда же ребенок становится совершеннолетним, сопровождаемое проживание как раз и становится решением. Это большой проект, когда со взрослым инвалидом, проживающим в специальных квартирах, рядом находятся специалисты, помогающие ему научиться самостоятельной жизни, оказывающие социальное сопровождение. В настоящее время в Правительстве города Севастополя проводится активная работа по реализации этого проекта с учетом уже имеющегося опыта других регионов.

Беседовала Марина Мстиславская

 

 

Источник Информер

 
 
 
Материалы по теме: