#МИР

Локомотив экономики Севастополя

 
 
Локомотив экономики Севастополя
 
Строительный сектор стал в прошлом году драйвером экономического роста в России, продемонстрировав позитивную динамику. Об этом сообщает телеграм-канал «Региональная политика».
 
За январь-ноябрь общероссийский показатель объемов строительных работ вырос на 6,1% по сравнению с этим же периодом в прошлом году. Более того, с лета темпы роста в строительном секторе только ускоряются. В результате к наступлению декабря прирост оказался уже выше, чем в 2021 году. Очень большой вклад в общий показатель внесло стимулируемое государством жилищное строительство, объемы которого увеличились на 14,9%.
 
Лидером роста стала Владимирская область, где объемы строительства возросли чуть ли не в два раза, в основном – за счет одного из самых приоритетных проектов российского государства – платной скоростной автотрассы Москва - Казань. В число лидеров вошли также несколько республик с невысокими объемами строительства – Карелия (рост на 64,4%), Чечня, Адыгея и Алтай, а также Севастополь (30-37%), — за счет строительства объектов культурного кластера.
 
Отметим, что экономика Севастополя продолжает держаться на инфраструктурных и социальных проектах, финансируемых из федерального центра, а также – из бюджета правительства Москвы.
 
При этом основные инвестиции продолжают поступать в город через строительную отрасль. Именно поэтому правительство Севастополя рассматривает девелопмент, как основной локомотив экономики. Напомним, что в этом году правительство города обещает представить на рассмотрение обновлённую Стратегию социально-экономического развития города. 
 
Положительную динамику показали и регионы ДФО – особенно Бурятия и Камчатка (41-44%), а вслед за ними Якутия и Приморский край (33-36%). В Поволжье на 40-42% выросли показатели ряда заметных регионов - Волгоградской, Саратовской и Ульяновской областей. Вместе с ними более чем на 30% нарастила объемы строительства Нижегородская область (входит в топ-15 регионов по объемам строительства), а почти на 30% - Красноярский край (который сумел попасть в топ-10).
 
Фланг аутсайдеров, где расположились 34 региона с отрицательной динамикой, уверенно возглавила Астраханская область, более чем наполовину сократившая объемы строительства. Резкая негативная динамика характеризовала еще несколько регионов с небольшими объемами строительства: Туву с парой кавказских республик в лице Ингушетии и Карачаево-Черкесии (спад свыше 20%), не испытавшую прелестей дальневосточного успеха Чукотку, Калмыкию и Марий Эл, а также Ненецкий АО (свыше 10%).
 
Из регионов-лидеров своей негативной динамикой активно тянули общий показатель вниз Ямало-Ненецкий АО (спад на 21,4%), Ленинградская и Амурская области (спад чуть менее 12%). Кроме них, в список аутсайдеров со снижением на 10% и более на Дальнем Востоке попал Хабаровский край, на Северо-Западе – Республика Коми, Архангельская и Вологодская области.
 
Именно Северо-Запад стал в стране наиболее заметной зоной строительного бедствия. В Центральной России сильно сократили обороты Брянская и Ивановская области. Наконец, подвели в прошлом году Удмуртия, Пензенская и Томская области.
 
Драйверами общероссийского роста стали Москва и Московская область (рост на 9,4% и на 18,3% соответственно).
 
Из других регионов с самыми большими объемами строительства хорошую динамику, помимо отмеченного выше Красноярского края, показали Татарстан и Башкортостан (рост на 18-21%), Свердловская и Иркутская области (рост на 9,2% и 11,5%), а также Ростовская область (почти на 5%). Напротив, помимо Ямало-Ненецкого АО, из самых крупных регионов отрицательной динамикой отличились Ханты-Мансийский АО (небольшой спад на 1,2%), Санкт-Петербург (на 4,6%) и Краснодарский край (на 6,8%).
 
Непосредственно за ноябрь ключевой вклад в ускорение роста внесли Москва и еще ряд крупных регионов, таких как Татарстан, Башкирия и Свердловская область. Улучшился результат в Санкт-Петербурге, но он все равно остался слабее 2021 года. Напротив, от роста к спаду перешел в ноябре Ханты-Мансийский АО.
 
В целом строительство было в прошлом году одним из немногих источников хороших новостей. Тон в отрасли задавали регионы, которые активно вели жилищное и инфраструктурное строительство, поддержанное властями. Ухудшалось положение регионов, где прекратилось строительство, связанное с завершенными или замороженными инвестиционными проектами, главным образом в промышленной сфере.
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: