#МИР

Лариса Сулима: «Золотая сотня учителей нужна Севастополю как воздух»

 
 

Лариса Сулима: «Золотая сотня учителей нужна Севастополю как воздух»

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь образованный и грамотный человек имеет больше возможностей реализоваться и добиться высоких успехов, чем человек, у которого его нет. Образование — ценное приобретение в наше время.

Образованная личность является хорошим специалистом в своей сфере, стремительно идет по карьерной лестнице, развивается, имеет широкий кругозор, разбирается во многих вопросах и постоянно совершенствует свои возможности. Быть образованным — это модно! С первой частью материала читатели могут ознакомиться 

О том, как обстоят дела в сфере образования Севастополя, «ИНФОРМЕР» поговорил с директором департамента образования Севастополя Ларисой Олеговной Сулимой. Более того, читатели могут ознакомиться с первой частью большого интервью 
 
Какие вопросы в сфере образования Севастополя наиболее актуальны сейчас и требуют скорейшего решения?
 
Для меня сейчас самый актуальный вопрос — это кадровое обеспечение. Сегодня в четырех школах Севастополя не хватает учителей по причине того, что люди в свете разных событий решили поменять либо место жительства, либо работу. С директорами данных учебных заведений мы заняты поиском педагогов, чтобы школа полноценно вела учебный процесс.
 
Нам также необходимо планомерно подготовиться к государственной итоговой аттестации 2023 года. Мы должны организовать серию методических и образовательных семинаров, выездную методическую службу, чтобы подтянуть учителей, а те должны передать знания детям.
 
Из года в год у нас существует проблема: определенный процент школьников не получают аттестат в 9 классе из-за незнания математики. Нужно разобраться с двоечниками (их более 300), которые в 9 классе остались на второй год. Нам нужно приложить все усилия, чтобы они сдали успешно экзамены и получили аттестат.
 
Перед нами стоит задача - быстрее завершить капитальные ремонты, помыть и почистить школы, завезти туда оборудования и запустить образовательный процесс. Для меня также важно, чтобы в наших учебных заведениях вкусно кормили. Второй месяц мы проводим мониторинг школьного питания, есть нарекания к нашим подрядчикам, которые допускают огрехи и предоставляют некачественную и просроченную продукцию, экономят на порциях. Следовательно, они кормят наших детей в школах не так, как бы нам этого хотелось. 
 
Задач очень много, мы их постепенно решаем! 
 
В феврале текущего года государственная программа развития образования в Севастополе принята в новой редакции. Согласно поправкам, в 2022 году на образование выделят свыше 10 млрд руб., а до 2030 года – свыше 92-х млрд. Объём ресурсного обеспечения программы на период 2022-2030 – 92 млрд 968 млн руб. Объём финансирования на 2022 год составляет 10 млрд 319 млн рублей. Что включает в себя данная программа? На что будут израсходованы средства?
 
Все цифры — они не окончательны. Бюджет на 2023 год только формируется, он еще не прошел чтения и не принят Законодательным Собранием. Более того, на образование выделят не 10 млрд рублей, а гораздо меньше. Те средства, которые заложены на следующий год, по многим статьям они являются дефицитными.
 
Мы сможем обеспечить бесперебойное получение заработной платы, текущих расходов образовательных организаций, антитеррористическую защищенность,  безопасность, подвоз,  питание (за счет федеральных денег), проведение различных мероприятий и так далее.
 
Бюджет не позволяет нам жить на широкую ногу, так как ограничен.
 
Какие обязательства будут исполнены? Будем принимать участие в федеральных программах, в следующем году будет нацпроект «Образование», откроем 14 мастерских, продолжим ремонт школ, строительство детских садов, создание мест в общеобразовательных организациях и прочее. Будем развивать инфраструктуру, повышать квалификацию и обеспечивать учебно-воспитательный процесс. 
 
На 2022-23 годы выделена федеральная субсидия в размере 643,5 млн на модернизацию системы образования. Какие мероприятия ведутся и запланированы?
 
- Мероприятия в рамках капитального ремонта предусматривают восстановление учебных заведений.
 
Объем средств, выделенных на капитальное строительство объектов образования в 2022 году, увеличилось до 1,5 млрд рублей. Расскажите об этом подробнее. 
 
- Все средства, которые выделены на образование, переданы департаменту капитального строительства. Когда, в какие сроки, что будет сдано, построено — ответы на эти вопросы знает департамент капитального строительства.
 
Образовательные организации и ​​​​​​ учреждения среднего профессионального образования работают в региональной информационной системе «Цифровая образовательная среда Севастополя». С 1 января 2023 региональная система будет интегрироваться с платформой «Моя школа». Что это такое?
 
Государственная информационная система «Моя школа» — в ней будут работать все образовательные организации страны. Что она предполагает? Электронный дневник, электронный журнал, верифицированный образовательный контент, только который сможет использовать учитель в образовательном процессе. Например, видеофильмы, электронная библиотека, презентации по отдельным предметам, соответствующие тому или иному классу, которые учитель сможет использовать для проведения уроков. Программа предусматривает использование мессенджера при общении учителя с детьми (можно создавать корпоративные группы), педагога и родителей. Будет платформа и для проведения вебинаров и семинаров. Что касается Севастополя, то мы сегодня являемся пользователями региональной информационной системы, интеграцию двух систем обеспечивает департамент цифрового развития. Мы находимся на этапе, когда наша региональная система РЕСО, электронный дневник, журнал будут транспортированы. 
 
Все российские школы с 2023 года будут подключены к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Моя школа», на базе которой будет размещен верифицированный образовательный контент.
 
Расскажите, пожалуйста, о подготовке антитеррористической защищенности объектов образования. 
 
- У нас 202 объекта защиты, все они категорированы, паспортизированы. 2 объекта у нас частично обеспечены — это школа № 48 и Инженерная школа. В настоящее время проектно-сметная документация прошла экспертизу, деньги выделены, начинаем закупку и поставку систем контроля и управления доступом (СКУД). До конца ноября — начала декабря эти две образовательные организации полностью будут укомплектованы. Сегодня у нас абсолютно все объекты образования подготовлены и обспечены техническими средствами, чтобы обеспечить комплексную безопасность наших образовательных организаций (антитеррористическая защищенность, противопожарная, вневедомственная охрана).
 
Охранники имеют лицензии. Из регионального фонда выделены дополнительные средства  на оплату охранных предприятий, которые обслуживают наши школы. В течение сентября было проведено огромное количество мероприятий с классными руководителями, школьниками в рамках месячника безопасности дорожного движения, как действовать в условиях, если школа вдург получила сигнал о том, что поступила информация о заминировании учебного заведения или иных страшных случаях. Мы также обследовали подвальные помещения учебных заведений (в 95 объектах вычищенные и оборудованные подвальные помещения). У нас во всех школах есть тревожные кнопки, системы видеонаблюдений, СКУД. К тому же, родители могут проводить своих детей только до калитки, на территорию учебных заведений мы посторонних не пускаем. Охранники обходят территории несколько раз в день, осматривают ограждения — все мероприятия проводятся не ради галочки, мы в тех условиях, когда бдительность должна быть постоянной и активной. 
 
Как обстоят дела с квалифицированными педагогическими кадрами? Каких специалистов не хватает в севастопольских дошкольных и школьных учреждениях? Какие задачи реализуются в нашем регионе по повышению привлекательности педагогической профессии? 
 
- По состоянию на 1 ноября текущего года в общеобразовательных школах Севастополя трудятся 3135 человек, из них учителей 2609. У нас есть 105 вакансий.
 
Нам сегодня нужны учителя русского языка, информатики, английского, географии, истории, физики, химии. В тех школах, где требуются специалисты, учебная нагрузка перераспределена между педагогами, которые работают на полторы ставки.
 
В четырех школах города (№ 14, 29, 33, Инженерная школа) по итогам второй четверти в силу разных обстоятельств педагоги переехали в другие регионы РФ к местам службы своих супругов, есть те, кто поменяли профессию. В вышеобозначенные школы нам необходимо срочно найти учителей, следует принять комплекс мер, чтобы учебный процесс не был нарушен.
 
В целом мы сегодня работаем с Севастопольским государственным университетом (студенты приходят на работу в школы), Институтом развития образования (более 75 % выпусников идут работать в детские сады и учителями начальных классов). Иниститут помог решить острую проблему, когда не хвататало учителей начальных классов в школе «Экотех +». Три молодых специалиста сейчас успешно трудятся в данном учебном учреждении с первоклассниками. Выход только один — обучение, целевое направление, повышение престижа профессии учителя в общественном сознании. В этом году в пяти школах мы открыли педагогические классы, чтобы ребята впоследствии могли поступить в высшие учебные заведения.
 
Для сельских территорий существует федеральная программа «Земский учитель» — привлекаем учителей из других регионов страны, выплачиваем 1 миллион рублей. В настоящее время к нам приехали пять учителей, требуется еще один специалист, чтобы выполнить программу. За три года к нам прибыли 38 педагогов. В крупных учебных заведениях директор ищет специалистов. Например, руководство школы № 59 вырастило своих учеников, направило обучаться по целевому направлению, помогло с бытовыми вопросами, нашло им квартиры.
 
Предоставление жилья учителям и отсутствие компенсации за съем квартиры — это острый вопрос. Если бы нам удалось его решить, то можно было бы привлекать в регион специалистов. 
 
В Севастополе много тех, кто приехал из ЛНР и ДНР, среди них мы также ищем учителей и воспитателей. Надеемся, что кадровый вопрос нам рано или поздно удастся решить.
 
В детских садах у нас большой прогресс. Если в прошлом году не хватало почти 180 воспитателей, то сейчас около 90 человек. Музыкальных работников не хватает, но эта нагрузка перераспределяется между действующими воспитателями. Не хватает и вспомогательного персонала, который обеспечивает жизнедеятельность дошкольных и школьных учреждений. Например, в садиках недостаточно поваров (приходят выпусники колледжей, но работают непродолжительное время и уходят в бизнес-индустрию). Проблема с кадрами есть, но она решаема. 
 
Как часто поводятся встречи с городским родительским комитетом? Что волнует севастопольских пап и мам? Чем обычно недовольны родители? Какие обращения наиболее частые?
 
- Что касается взаимодействия с родителями, то, конечно, оно есть. Ранее его практически не было. Инициирование от департамента образования просветительского проекта для родителей «Родительский университет». В очном формате мы проводим форум по актуальным проблемам. 24 сентября было организовано три площадки: «Территория здоровья. Создаем вместе», «Территория успеха каждого ребенка. Создаем вместе», «Территория развития детей с особыми образовательными потребностями. Создаем вместе». Форум был организован департаментом образования и науки Севастополя при поддержке СевГУ, департаментов здравоохранения и культуры, управления по делам молодежи и спорта.
 
При департаменте создан и работает городской родительский комитет, с которым в этом году провели четыре встречи. Мы обсуждаем безопасность в школах, различные программы, проекты, уделяем большое внимание питанию, анализируем, в каких учебных заведениях кормят вкусно и недорого, а где есть проблемы, почему дети не едят. Чаще всего у родителей возникают вопросы по электронному журналу, электронному дневнику. В сожалению, очень много проблем в этой несовершенной системе, в которой есть технические погрешности. Об этом знает департамент цифрового развития. Родители не видят оценок, учителя не могут проставить оценки, пропадают фамилии, появляются дополнительные. Одним словом, существует реальная проблема некорректной работы электронного дневника и журнала. Родителей это очень волнует, они хотят все видеть, читать. А все остальные вопросы можно решить. 
 
Расскажите, пожалуйста, об обеспечении доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам общего, дополнительного и профессионального образования?
 
- У нас много детей с ограниченными возможностями здоровья. К сведению, дети с нарушениями речи, которым нужны логопеды, учителя-дефектологи. Они прилагают максимум усилий для того, чтобы ребенок окончил школу и был готовым к жизни. У нас две образовательные организации —  школа-интернат № 1 для детей с ментальными нарушениями, школа-интернат № 6. В двух образовательных учреждениях хорошее материально-техническое оснащение, обе школы участвовали в национальном проекте «Образование», там появились замечательные мастерские, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать современное образование.
 
Кроме того, в интернате № 6 в этом году был капитальный ремонт, там хорошая спортивная инфраструктура, завершают строительство трех дополнительных спортивных площадок. Более полутора тысячи детей обучаются в инклюзивных классах. У нас созданы либо ресурсные классы, либо коррекционные классы.  145 детей учатся в 12 коррекционных классах, почти 1300 детей — в инклюзивных. 435 детей учатся в двух специальных коррекционных школах. Детские сады посещают всего 247 детей-инвалидов, 2378 детей с ограниченными возможностями здоровья. В садиках есть как комбинированные группы, так и компенсирующие. Большую работу с такой категорией детей проводит Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Созвездие». 
 
Как в регионе реализуются права детей на оздоровление по льготным путевкам?

В полном объеме. Сегодня в реестре образовательных организаций  два лагеря — «Ласпи» и «Горный». Шесть школ, на базе которых мы открываем пришкольные лагеря. В этом году более чем на 14 % увеличили количество детей, которые отдохнули по путевкам. В наших лагерях сегодня профильные тематические смены с обязательным календарным планом воспитательной работы. Вожатыми работают ребята из Севастопольского государственного университета, которые прошли специальную школу вожатых. К нам приезжал педагогический отряд из Томска. В этом году отдохнуло 4910 детей в «Ласпи», «Горном» и пяти лагерях Крыма (приобретали там путёвки).
 
Кроме того, за счет родительских средств отдохнули 1818 детей. В этом году губернатор выделял средства из резервного фонда для детей, чьи родители участвуют в специальной военной операции, в том числе и для ребят из Старобельского района и Мелитополя (301). К нам приезжали ребята (492) в просветительские смены из наших закрепленных территорий. Более 7500 детей были охвачены программами в рамках оздоровительной кампании. 
 

С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Расскажите о реализации этого проекта. 

Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»  — проект Минпросещения РФ. Учебная неделя начинается с классного часа «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральные темы «Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другие. Наши педагоги получают верифицированный контент, который готовит Академия просвещения РФ, то есть тему занятия, сценарий, презентацию, видеоролик, вопросы для обратной связи.
Еженедельно проводим тематическую линейку, на которой подводятся итоги минувшей недели, проводится награждение, озвучивается анонс всех событий, которые запланированы в школе в рамках текущей недели. Обязательно поднимается флаг, исполняются гимны России и Севастополя. Инициатива была Севастополя, сейчас она поддержана всеми школами страны. «Разговор о важном» ведет классный руководитель, одновременно приглашаются и партнеры. Например, новая учебная четверть для севастопольских школьников началась традиционно с занятий из цикла «Разговоры о важном». Уроки прошли с участием священнослужителей Севастопольского Благочиния. Школьникам рассказали об истории государственного праздника, об историческом прошлом России, как велика, красива и богата ресурсами и культурой наша страна. «Уроки мужества», которые пройдут в декабре, День героев Отечества… Мы обязательно пригласим наши ветеранские организации, ветеранов флота, ветеранов Вооруженных сил, ветеранов Афганской войны, курсантов Черноморского высшего военно-морского училища. В дополнении к материалам, которые дают классные руководители, приветствуется приглашение интересных спикеров и личностей. Они смогут интересно преподнести нашим ребятам тему через призму опыта и знаний.  
 
Как были интегрированы дети из ДНР, ЛНР и Украины в учебный процесс?
 
- Выражаю благодарность директорами школ, учителям, советникам по воспитательной работе, которые интегрировали ребят из ДНР, ЛНР и Украины в учебный процесс. Ребята из Севастопольского государственного университета помогли ученикам выпускных классов подготовиться в единому государственному экзамену. Школы очень тепло приняли ребят из ДНР, ЛНР и Украины, как своих родных, создали для них благоприятные условия, окружили заботой и вниманием. Ребята прекрасно завершили учебный процесс. Многие остались в Севастополе и продолжают учиться в школах. Выпусники поступили в Севастопольский государственный университет, чему мы очень рады. 
 
Какая поддержка педагогов существует в Севастополе?
 
- Сегодня есть различные виды надбавок, которые получают наши учителя за, например, систематическое повышение своего профессионального мастерства, квалификации. Ежемесячно они получают полторы тысячи рублей. Классные руководители получают федеральную выплату в объеме пять тысяч рублей за классное руководство, в том числе есть и региональная выплата. Молодые педагоги получают плюс 20 %, в сельской местности получают дополнительные выплаты не только в рамках «Земского учителя», но и другие прибавки. Сегодня есть возможность участвовать в различных конкурсах, есть также премия губернатора (50 тысяч рублей), выплаты за категорию. 
 
Сколько в среднем зарабатывает севастопольский учитель?
 
- Чуть более 40 тысяч рублей. 
 
Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе «Земский учитель». Сколько педагогов работают в школах по данной программе?
 
-  За почти три года по программе «Земский учитель» на работу в школы Севастополя устроились 38 педагогов (С 2020 по 2022 годы). 
 
Для участия в программе «Земский учитель» есть ряд условий. Педагог должен иметь соответствующую квалификацию, быть готовым проработать в образовательной организации не менее пяти лет, а также соответствовать возрастным ограничениям – от 18 до 55 лет.

В этом году школам Севастополя требовались шесть педагогов. Четыре из них уже приступили к работе: учитель физики в школе № 13, учитель математики и учитель русского языка и литературы в школе № 33, а также учитель биологии в школе № 46. В октябре еще два педагога начальных классов приступят к работе в школах № 25 и 47.

Учителя начальных классов уже переезжают в Севастополь, директора оказывают содействие в поиске жилья. Учителя настроены служить долго, остаться в Севастополе. Это серьезное укрепление кадрового состава сельских школ. Поскольку в 2024 году мы на базе сельских школ будем открывать точки роста, нам нужны учителя естественно-научного цикла.

Федеральная программа «Земский учитель» реализуется в Севастополе с января 2020 года. После трудоустройства педагоги получают выплату в размере 1 млн рублей.

В 2020 году приняты на работу 8 педагогов начальных классов, учителей математики, иностранных языков, русского языка и литературы. В 2021 году трудоустроены 24 учителя математики, биологии, иностранного языка, русского языка и литературы, физической культуры, технологии.

 
Образование в селах. Как там организован процесс?
 
- Так, как и в городах. У нас единые программы, единое образовательное пространство, единый календарный план, единый план воспитательной работы, единый учебный план. 
 

В Севастополе нет такой проблемы, как разрыв учительских поколений? Другими словами, есть ли достойная смена?

 

- В Севастополе очень крепкие учительские команды. Во многих школах работают целые династии. Например, директор школы № 33 это учебное заведение сама окончила, в школе работают учителя, которые когда-то обучали ее. Таких примеров очень много.

 

У нас сегодня идет омоложение педагогического состава. В школах трудятся более 25 % учителей, которым 55 лет и чуть больше. Это — опытные специалисты и хранители традиций, готовые передавать свои знания молодежи. Успех севастопольской школы обусловлен тем, что в коллективе разные поколения. Если команда очень молодая, нет наставников, то будут определенные сложности. Бывают ситуации, когда нужно опереться на опыт прошлых поколений, переживших трудности. Много специалистов в возрасте до 35 лет. Это — продуктивное поколение. Россия сильная многопоколенной семьей, так и севастопольская школа сильна четырьмя поколениями, которые работают сообща. 

 
На какие условия сейчас могут рассчитывать молодые специалисты после окончания вузов? Много в регионе молодых специалистов? 
 
- Что касается молодых специалистов, которые только сегодня окончили высшее учебное заведение, то у нас их 2 % от общей численности педагогического состава. Их, конечно, не совсем устраивает заработная плата. Но если молодой специалист приходит, школа его полюбила, как только он отработает три года, останется в учебном заведении, продемонстрирует свое педагогическое мастерство, получит категории. А со временем у него и заработная плата вырастет. Молодые специалисты берут и классное руководство, и работают советниками по воспитанию. Директора школ, прекрасно понимают, что молодому человеку нужно выживать, с удовольствием дают дополнительную нагрузку. От этого зависит и заработная плата молодой специалиста. Для них в нашем регионе есть определенные выплаты. Поддерживаем так, как получается. 
 
Насколько в Севастополе сейчас востребована профессия учителя?
 

-  Она очень востребована, потому что у нас сегодня 105 вакансий. Золотая сотня учителей нужна как воздух. Нам очень не хватает специалистов с горящими глазами, полных энтузиазмом и готовых сеять разумное, доброе и вечное. 

 
Говорят, что нынешнее поколение детей и подростков очень «трудное». Вы согласны с этим?
 
- Нет, не согласна! Считаю, что у нас золотые дети, никакие они не трудные. Они классные, дети своего времени. Детей нужно любить. 
 
Сертификаты дополнительного образования. Что это такое?
 
- Персонифицированный учет детей, которые занимаются дополнительным образованием. Его нужно получить родителю, ребенку которого исполнилось пять лет. А папы и мамы желают водить своего малыша в секцию, на кружок. Для департамента образования, для органа госвласти — вопрос финансово-управленческий. За сертификатом следуют как государственные деньги, то есть финансирование образовательных программ, учреждений допобразования по численности детей, которые у них обучаются. Для негосударственных — возможность получить средства от государства, если к ним приходят дети с такими сертификатами (16 тысяч рублей). Это чисто управленческая история. 
 
Есть ли в Севастополе концепция воспитания молодежи?
 
- У нас есть Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, много федеральных документов, закон о воспитании, закон о создании российского движения детей и молодежи Очень понятная и прозрачная политика в области воспитания. 
 
Большинство образовательных программ направлено на работу с одаренными детьми, а какая системная работа проводится с отстающими?
 
- Все школы в дни каникул проводят дополнительную работу с отстающими. Программа «Каникулы с пользой» — работает!
 
Современная школа уже не является для детей истиной в последней инстанции – есть интернет, интерактивные формы самообучения, многочисленные тесты для проверки знаний. Согласны ли вы с тем, что учитель постепенно превращается в «тренера» по натаскиванию на успешную сдачу ЕГЭ? Поделитесь также своим мнением по поводу дистанционного обучения. Или мел и доска — это лучше для севастопольских детей?
 
- Современный учитель ничего общего не имеет с тренером по натаскиванию на успешную сдачу ЕГЭ. Учитель есть учитель во все времена, никто его никогда на заменит. Это не просто говорящая голова, а учитель с большой буквы. Человек, который начинает воспитывать со своего внешнего вида, своим словом, своим примером, передавая свои знания, чувства, эмоции, любовь. Невозможно быть учителем, если ты не любишь детей. Любовь нарисовать и придумать нельзя, она либо дана свыше, либо нет! Если у тебя нет любви и добра, то дети тебя никогда не будут воспринимать и любить. Я не знаю таких учителей, которых бы ненавидели. Учитель может быть строгим и требовательным — это правильно, это его право. Дистанционное обучение — это технология, дополнение к тому, что дает сегодня учитель.
 
Учитывая то, что сегодня мы живем в цифровом мире, то использовать на уроках девайсы, цифровые технологии визуального ряда в виде видеопрезентаций, флеш-презентаций каких-то видеороликов, фрагментов — это не возбраняется, а приветствуется. Это приводит к разнообразию урока, лучшему усвоению и восприятию. Дистанционные технологии нужны и важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по разным причинам не могут находиться в школе, но они хотят быть вместе с ребятами, для них нужно предоставить такую возможность. Те, кто находятся на длительном лечении, могут через ноутбук быть вместе со своми учителем. Дистанционную технологию используют для того, чтобы не вылететь из учебного процесса. 
 
У нас же будет традиционная форма обучения: учитель — ученик, глаза в глаза. Это неизменно. Дистанционное обучение — это лишь дополнение. Сегодня мы не можем отставать от всего мира и быть закрытыми от технологий. 
 
Как часто вы проводите личные приемы? Как попасть к вам на встречу?
 
- Провожу прием один раз в месяц. Каждый день отвечаю на десятки сообщений и комментарий, которые под моими постами в телеграм-канале. Также не оставляю без ответа ни одно сообщение во «ВКонтакте». Я легкодоступный директор департамента за всю историю. 
 
Спасибо за беседу! 
 
 
 
 
 
 
Материалы по теме: