#МИР

Лариса Сулима: «Руководители департамента образования и образовательной организации Севастополя находятся на пороховой бочке»

 
 
Лариса Сулима: «Руководители департамента образования и образовательной организации Севастополя находятся на пороховой бочке»
 
Часть 1.

 

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь образованный и грамотный человек имеет больше возможностей реализоваться и добиться высоких успехов, чем человек, у которого его нет. Образование — ценное приобретение в наше время.

Образованная личность является хорошим специалистом в своей сфере, стремительно идет по карьерной лестнице, развивается, имеет широкий кругозор, разбирается во многих вопросах и постоянно совершенствует свои возможности. Быть образованным — это модно! 

О том, как обстоят дела в сфере образования Севастополя, «ИНФОРМЕР» поговорил с директором департамента образования Севастополя Ларисой Олеговной Сулимой. 
 
Лариса Олеговна, в декабре 2021 года вы возглавили департамент образования. Что удалось сделать за данный период? Поведайте читателям «ИНФОРМЕРа» об итогах работы в 2021-2022 учебных годах, а также об основных направлениях деятельности в текущем. 
 
Итоги подводить рано, так как преобразования в системе образования могут быть заметны через два-три года. Если брать инфраструктурные направления, то это реализация программы «Образование». В этом году участвуем в четырех мероприятиях. Впервые до начала нового учебного года удалось открыть в четырех колледжах современные мастерские, всего их предполагается 28. Удалось запустить Центр по работе с одаренными детьми, провести ремонтные работы, организовать первые смены для талантливых девочек и мальчиков, приобрести оборудование и многое другое.
 
В этом году стал функционировать Центр опережающей профподготовки, который занимается в том числе профориентацией школьников, организовывая для них профессиональные пробы и знакомя с работодателями. Стоит отметить, что Центр будет работать на экономику нашего города.
 
Мы улучшили спортивную инфраструктуру интерната № 6. В этом году также масштабно реализуем программу «Модернизация школьных систем образования». У нас идут капитальные ремонты в шести школах: в двух запущен образовательный процесс (интернаты № 6 и 12), идет перестройка школы № 30 (надеюсь, в конце декабря она распахнет свои двери), достойно выглядит школа № 47.
 
Что касается содержания образования, то, конечно, в текущем году благополучно сдали государственную итоговую аттестацию, без технических сбоев, Рособрнадзор поставил нам высокую оценку.
 
Также улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом по оценке организационного-технологического обеспечения, занимаем в стране 19 место. Поднялись с 47 на 32 место по показателю интегрированной оценке качества проведения основного периода ЕГЭ. Стоит отметить, что наши педагоги очень объективно и прозрачно проверяют работы. Дети сдали экзамены на уровне общероссийских показателей. У нас достаточно системно идет воспитательная работа.
 
25 февраля текущего года провели первую коллегию департамента образования (после пандемии на протяжении двух лет не было таких мероприятий), посвященную вопросам реализации стратегии воспитания в РФ до 2025 года.
 
20 апреля состоялась коллегия, на которой проанализировали свои образовательные результаты по качеству образования. Все профессиональное сообщество ориентировали на общие подходы, так как сегодня в школах стремимся создать атмосферу творчества, содружества учителей, руководителей общеобразовательных организаций, родительского сообщества, чтобы в школе ребенку было интересно. Чтобы были и дополнительное образование, и внеурочные занятия, и детское движение, и школьные спортивные клубы, и театральные кружки… Чтобы ребенок мог самореализовываться. 
 
В этом году переформатировали работу с нашими руководителями. Начиная с марта, каждые две недели на социокультурной базе города проводим директорский час. Собираемся в очном формате с руководителями, обсуждаем актуальные вопросы государственной политики, образовательного процесса, развития сетевого взаимодействия, финансово-экономические моменты, проблемы безопасности.
 
Каждый день у нас накапливается огромное количество вопросов, которые нужно решать и обсуждать с директорами, мы все обговариваем, вырабатываем совместные решения, а после — движемся к единой цели. Я ввела эту новую практику, которой раньше не было! Поэтому директорские часы проводим не в стенах школ, а в университетах или на других площадках.
 
Были в МГУ, СевГУ, Черноморском высшем военно-морском орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова, Доме офицеров Черноморского флота,  35-ой береговой батарее, Херсонесе Таврическом, Центре цифрового образования «IT-кубСевастополь», Морской библиотеке и новых центрах, которые открылись в текущем году для детей в рамках системы образования.
 
Это делается для того, чтобы руководители общеобразовательных учреждений могли использовать потенциал учреждений культуры, образования, высших учебных заведений для улучшений качества образования своей школы за счет реализации образовательных программ и партнерства.
 
Сегодня, считаю, нужно отойти от традиционной формы, когда мы замкнуты в одной школе и ни с кем не взаимодействуем. Одним из показателей является функциональная грамотность и предметное взаимодействие.
 
Некоторые педагоги говорят о том, что им тесно в своем городе, а они хотят межрегионального сотрудничества, дружить с разными школами нашей страны, чтобы к нам, в Севастополь, приезжали с лекциями, практиками и семинарами лучшие учителя России.
 
Они попросили меня пригласить финалистов конкурса «Учитель года РФ». Им хочется подняться на ступеньку выше, чтобы к ним приходил интересный опыт, а также они хотят делиться своими знаниями. Для этого нужно развивать профессиональные сообщества.
 
В этом году возобновили работу совета по воспитательной работе, в состав которого входят заведующие по воспитательной работе, советники по воспитанию и представители колледжей. Работу проводим на разных площадках. На мой взгляд, у нас неплохо получается межведомственное взаимодействие, хорошо работаем с департаментом культуры, департаментом труда и социальной защиты населения (не только программа летнего отдыха, но и профориентация школьников, трудоустройство), департаментом цифрового развития (с января должны начать использовать программу ГИС «Моя школа»).
 
Выстраивание определенной системы идет с воспитательного проекта, когда весной запустили образовательные марафоны «Русская весна», первыми в стране возродили хорошие и добрые традиции — это проведение линеек, исполнение гимна России и Севастополя (хотя, у нас эта традиция никогда не забывалась). Приятно, что этим мы «заразили» всю страну, инициативы были поддержаны на федеральном уровне. С сентября вся страна живет по тем стандартам, которые определил Севастополь.
 
Большое внимание уделяется поддержке детских движений и организаций, работе с советниками. Нам легко в этом направлении работать, так как город небольшой, все друг друга знают, удобно всех собирать и обнимать в одну команду. Неплохо в этом году выступили на конкурсах профессионального мастерства. Это большая работа института развития образования, методистов. Победа на конкурсе профессионального мастерства — успех для региона.
 
Приятно, когда наши педагоги являются победителями-призерами федерального этапа. У нас в этом году первая победа на Всероссийской олимпиаде школьников (за 8 лет у Севастополя ни разу не было победителя), появились три призера, в том числе и по математике. У нас потрясающие дети, в этом году как никогда блестящие успехи на конкурсе «Большая перемена» и в проекте «Орлята России».
 
Мы переформатировали систему летнего отдыха оздоровления. У нас сегодня путёвка в лагеря «Ласпи» и «Горный» — это вознаграждение за труд, за достижения в учебе, спорте, творчестве, общественной жизни. Смены профильные, в их организации участвуют педагоги дополнительного образования, там очень интересно.
 
В этом году сделали акцент — быть доступными и понятными для родителей, чтобы они знали, что происходит в системе образования, какие есть изменения. Наши главные герои — ученик и учитель, ипользуем цифровые ресурсы для взаимодействия с целевой аудиторией, есть телеграм-канал (более 7 тысяч подписчиков).
 
Сегодня есть новая форма работы с родителями, создан проект «Родительский университет», проведен региональный форум для родителей, запустили конкурс среди родительских комитетов, в рамках августовских чтений провели мероприятия для родительских общешкольных комитетов.
 
По итогам первой четверти, провели расширенное заседание городского родительского совета с участием всех председателей родительских советов, чтобы обсудить итоги, проект «Разговоры о важном», результаты первого родительского форума, вопросы качества школьного питания, формирование культуры здорового питания. То есть заручились полной поддержкой родителей в тех проектах, которые сегодня реализует департамент образования.
 
Векторов развития очень много, результаты видны, но предстоит сделать намного больше, потому что нам нужно повышать качество образования. Мы должны быть более успешными, город федерального значения Севастополь должен смело шагать в десятку лучших регионов страны, а не быть в тридцатке субъектов федерации. 
 
Если говорить о новых проектах 2022-2023 учебных годов, то, безусловно, это воспитательные проекты (серия внеурочных занятий, которые впервые реализуются не только в Севастополе, но в целом и по всей стране) — «Разговоры о важном» (по понедельникам).
 
Это — мировоззренческий и межпредметный проект, расширение знаний о своей стране, памятных датах, легендарных личностях, которыми гордится Россия во все времена, великих деятелях культуры, искусства, кино, глубоко нравственные тематики, посвященные институту семьи, Дню отца, пожилых людей и многим другим примечательным датам.
 
В 1 и 5 классах работаем по обновленным федеральным государственно-образовательным стандартам — тоже инновация этого года. Запускаем полномсштабную работу центра по работе с одаренными детьми, на базе которого создаем олимпиадный центр. Для ребят, которые изучают физику, химию, биологию, историю, программирование, робототехнику, будут образовательные интенсивы. Детей будем готовить к всероссийским этапам, для них предусмотрены образовательные смены в лагере «Ласпи».
 
Также открылся образовательный центр «IT-кубСевастополь», где ребята с удовольствием изучают цифровые технологии и программирование. Замечательно работает технопарк «Кванториум». Развиваем программы дополнительного образования.
 
Большая задача — развитие школьных театров, спортивных клубов и музыкального искусства. Открыли фестиваль «Крылатый ветер», первые провели фестиваль хоров. В настоящее время министерство просвещения настоятельно рекомендовало проводить конкурс школьных хоров, который запланирован на осень. Севастополь во многих направлениях является первым. Приятно, что наши проекты, в том числе и инициированные детьми, поддерживаются на федеральном уровне.
 
Ещё в марте севастопольские школьники придумали во время образовательного марафона «Русская весна» поддерживать наших военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. Они направляли «Письмо русскому солдату из Севастополя». Сегодня все школы Севастополя участвуют в гуманитарной акции, продолжают писать письма (также поддержано на федеральном уровне). Это выросло в целое движение, а школьники всей страны оказывают посильную поддержку военнослужащим. Севастопольские школьники собирают и гуманитарную помощь, отправляя все ребятам, принимающим участие в СВО.
 
Летом мы отлично провели акцию «Дети — детям», когда ребята несли книги в библиотеки и оставляли их там. Сегодня, хочу подчеркнуть, у школьников очень яркая и насыщенная жизнь. Сейчас дети на каникулах, а департамент культуры подготовил для них хороший репертуар, соответствующий школьной программе (спектакли, фильмы, выставочные музеи). Наши дети постоянно чем-то заняты, у них нет времени на глупости. 
 

Сколько в регионе образовательных организаций, сколько детей и студентов обучаются? 

 
Сегодня 175 образовательных организаций (от детского сада до высших учебных заведений), обучаются чуть более 95 тысяч детей.
 
Вопросам качества школьного образования сегодня уделяется особое внимание. Насколько образование в школах Севастополя отвечает современным требованиям?
 
Образование Севастополя отвечает современным требованиям. У нас высокие образовательные результаты.
 
Наши школьники сдали ЕГЭ на уровне общероссийских показателей, разница в три-четыре балла по таким предметам, как химия, история. Профильная математика — разница 0,2 балла с общероссийским показателем. 
 
Мы не можем сравнивать результаты этого года с прошлым, потому что в этом году ребята сдавали единый госэкзамен по обновленным государственным стандартам. У них были совершенно другие контрольно-измерительные материалы, поэтому здесь нет возможности сравнивать, мы не имеем даже на это право.
 
Девятиклассники тоже прекрасно сдали свои экзамены. Если брать результаты этого года, то растет доля учеников 11 классов, набравших на экзамене 81 и более баллов. На 43 % выросло количество участников, получивших 4 и 5 по математике. На 15 %  — количество участников по русскому языку (высокобалльники).
 
В 9 классе в этом году по русскому языку выросло количество участников, получивших оценки 4 и 5. Фактически на более 800 детей, такая же история по математике. Доля высокобалльников увеличилась по химии, информатике, литературе, английскому. Шесть участников ЕГЭ сдали на 100 баллов — это большая работа и школы, и родителей, и, конечно же, самих ребят. 11 % медалистов, получившие награду за особые успехи.
 
Разница с общероссийским баллом по русскому — чуть менее 3 баллов, математика — 0,3 балла, обществознание — 2 балла, история — 52, 4 балла (это наша точка роста, нам нужно повышать историческое образование), литература — почти 57 баллов, химия — 54 балла, физику — 49 баллов (нужно поднимать), информатика тоже на уровне общероссийского. Не могу сказать, что наша система образования не соответствует современным требованиям.
 
Более 8 лет Севастополь в составе Российской Федерации и работает по российским образовательным стандартам. Безусловно, необходимо, чтобы учительский корпус саморазвивался, обучался и повышал квалификацию, так как сегодня много современных методик и технологий. А дети учатся не хуже, чем все остальные. 
 
Какие заботы лежат на плечах директора департамента образования?
 
Огромная ответственность за всю отрасль. Система образования отвечает за все хорошее, что происходит с нашими детьми, а также за все плохое, что они по каким-либо причинам где-то совершают. Руководители департамента образования и образовательной организации находятся на пороховой бочке. К сведению, какое-то мизерное происшествие на территории школы, где-то что-то с ребенком произошло, сразу ответственность несет система образования. Недоглядели, недовоспитали, не рассмотрели, не увидели, не распознали, не предупредили… Ты сразу становишься виноват во всем!
 
В школе или детском саду потекла труба, батареи не греют… Кто виноват? Конечно, система образования! Недофинансировали, недокрутили, недоделали… С системой образования связана абсолютно каждая севастопольская семья: дети и внуки ходят в детский сад или школу. Нельзя за короткий промежуток времени все масштабно изменить.
 
Сегодня, например, всем хочется учиться в комфортной среде, в современной школе, чтобы она была светлой, чистой, теплой, чтобы там было интересно, присутствовало современное пространство. А у нас значительная часть школ, которые не видели капитального ремонта, изношенные, им больше полувека. По взмаху волшебной палочки нельзя создать модное и креативное учебное заведение, которое нравилось бы родителям.
 
Поэтому совершенствование системы образования — это кропотливая и тщательная работа правительства, его участие в федеральной целевой программе, национальных проектах, привлечении средств в регион, строительстве, ремонтах, приобретении оборудования и прочих мероприятиях. Если не будет грамотного и умного, интересного и мотивированного учителя, готового творчески подходить к учебному процессу, заряжать детей своей неуемной энергией, взаимодействовать с родителями, создавать добрую атмосферу в школе для воспитания успешной личности, то результат будет нулевым. Задача департамента образования очень сложная, нам необходимо работать с каждым руководителям дошкольного и школьного учреждения.
 
Продолжение следует...
 
 
 
 
 
Материалы по теме: